Пубертатный период

По мнению Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Младший подростковый возраст распадается на две фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Вторая характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы у подростков с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления (Выготский, 1984).

Описание кризиса пубертатного периода дано в работе Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой (1970). Главный тезис авторов состоит в том, что в этом возрасте формируется «чувство взрослости» – стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же подросток, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости. Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест‑бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу оставаться им».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно‑либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят следующие.

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда – в форме разрушительной активности. Субъективные переживания – угнетенное состояние, тоска, подавленность – могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни – дневниках, с близкими друзьями и т. д.

Интеллектуализация как средство психологической защиты состоит в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. Надо отметить, что непродуктивность воображения в сочетании со сверхценными идеями – возможный признак вялотекущей шизофрении. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и безусловно положительный момент – подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т. д.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т. д.) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью, – еще одно проявление подросткового кризиса. Подросток, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами красится и т. д., как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других. Это подчас становится истинной трагедией подросткового возраста, поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подростковая депрессия, которая бывает двух видов: 1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку – части самого себя. Непродолжительна, легко лечится; 2) результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Прогноз тяжелый. Так, значительное число самоубийств в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва. Часто последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.

Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. Это, например, пубертатная эротика как школа любви без связанных с ответственностью последствий в будущем. Подросток еще не понимает соотношения между любовью, сексуальностью и ответственностью за последствия половой любви – и это нормально. В нем, особенно в мальчике, сочетается повышенное сексуальное напряжение со стремлением к идеалу. Однако необходимая для взросления игра, к несчастью, может слишком рано потерять свой игровой характер – и тогда происходят половые болезни, ранние беременности, самоубийства из‑за несчастной любви и т. д.

Проблемы восприятия своего физического образа. Как известно, для мужчин биологически оправданно активное поведение и, соответственно, для них важна активная функция тела. Если активная деятельность мужчины успешна, у него развивается позитивное самоощущение. Для женщины – все наоборот. Поэтому позитивное самовосприятие складывается у юношей в той мере, в какой их тело выражает индивидуальную эффективность; в то же время женщина своей физической внешностью должна символизировать стремление к подчинению и безопасности, душевность и тепло. Таковы социальные ожидания. Низкая оценка своего физического Я может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе и т. д. Эти явления, как правило, имеют место только у мальчиков. Дело, в частности, в том, что, как показано в последнее время, для девочек колоссальную роль, отчасти на подсознательном уровне, играет наступление менструаций, которое делает ее полноценной женщиной в собственном восприятии.

Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени – практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому. Поэтому нередко случается, что молодой человек, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В таких ситуациях индивидуум часто прибегает к «психосоциальному мораторию» – продлению переходного периода от юности к взрослости: он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность найти себя, или «берет социальный тайм‑аут» (уходит в коммуны, религиозные группы и т. д. как временное пристанище для молодых людей, ищущих свой образ жизни). Возможен также вариант, когда он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи и их социально‑ролевые ожидания. В ряде случаев прочное ощущение самоидентичности так и не достигается. Тогда развивается тенденция ухода от близких взаимоотношений, их формализации и стереотипизации. Размываются способности к продуктивной работе: либо человек ни на чем не может сосредоточиться, либо с головой уходит в одну деятельность, пренебрегая всеми остальными. Может также возникнуть негативная идентичность (презрительное и враждебное отношение к той роли, которая считается нормальной в семье и ближайшем окружении), приводящая к различным социальным протестам. Эти явления могут быть преодолены относительно легко, а могут стать причиной правонарушений, неврозов и психозов – в зависимости от предшествующего опыта подростка. Нужно, чтобы у подростка в детстве было достаточно впечатлений собственной успешности, положительных реакций на него; должно быть также в детстве сформировано убеждение, что его ждет вполне доступное для него положительное будущее. Тогда в подростковом возрасте эти убеждения дадут только временную просадку, но не исчезнут навсегда.

Суицидальное поведение также относится к распространенному симптому подросткового кризиса. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Во многих европейских странах оно настолько распространено, что занимает второе‑третье место среди причин смертности в этом возрасте.

До 13‑летнего возраста суицидальные попытки встречаются весьма редко. В 14–15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 лет. Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе.

У младших школьников (в основном после 9 лет) наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.

Статистически выявлено, что в 90 % случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний, намерений – это «крик о помощи», адресованный прежде всего своим близким. Это значит, что подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понятной родителям, высказать не умеет. Иногда суицидальные попытки подростков носят просто демонстративный характер. Однако не надо понимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно».

Статистически наиболее часто суицидное поведение неустойчивых подростков вызвано потерей родителей и близких, распадом семьи вследствие развода, семейной дезорганизацией с властной жестокой матерью и безвольным отцом.

Далее по значимости следуют школьные проблемы, особенно у мальчиков. Длительный неуспех по предметам, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми опасны для не очень интеллектуально одаренных, повышенно чувствительных и робких подростков, страдающих к тому же пониженными адаптационными возможностями.

У девочек суицидальное поведение может быть спровоцировано неожиданной беременностью в сочетании со страхом наказания со стороны родителей; разрывом с объектом любви в сочетании с униженным чувством собственного достоинства; стыдом из‑за обнаруженной мастурбации. Мальчики обычно демонстрируют или совершают суицид под воздействием алкогольного опьянения. Выбираемые ими способы сведения счетов с жизнью зависят от особенностей характера. При демонстративном поведении чаще используются порезы вен, отравление неядовитыми лекарствами, реже – повешение, что особенно опасно, так как вместо показной, как правило, наступает реальная смерть. Последние годы часто причиной суицида служит призыв на военную службу, о которой он наслышан ужасов и полагает, что лучше умереть дома, чем там от издевательств.

В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями подростка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: