Природа возникновения, характер воздействия и тяжесть
последствий при попадании автомобиля в лавины и сели различ"
ны, однако общее для этих явлений то, что происходят они в гор"
ной местности. Толщина снежного лавинного выноса составляет от несколь"
ких метров до 10–15 м и более. Структура лавинного снега, его
плотность и воздухопроницаемость различны для различных
условий образования лавин и различных метеоусловий.
В большинстве случаев человек, попавший в лавину, может
оставаться живым в течение нескольких часов, десятков часов и
даже одних–двух суток (если позволяет физическое состояние
его организма и степень травмированности).
Лавины обычно перекрывают участок автомобильной дороги
определенной ширины. Автомобиль, попавший в лавину, может быть
снесен с дороги и опрокинут, что осложняет спасательные работы.
Сель является особо опасным стихийным гидрологическим
явлением. Селевой поток, представляющий собой вязкую смесь
камней, почвы, деревьев и т.п. с водой, вызванный сильными
осадками, прорывает преграды и движется неравномерно, то
останавливаясь, то увеличивая скорость.
Степень воздействия селевого потока на попавший в него
автомобиль определяется мощностью селя. Спасательные ра"
боты по деблокированию автомобиля и спасению пострадавших
проводятся по той же технологии, что и извлечение людей из зда"
ний и сооружений, накрытых селем
Для деблокирования автомобилей, пострадавших в лавинах и
селях могут применяться взрывные технологии.
Обнаружение транспортных средств, блокированных под
снежными, грунтовыми, каменными завалами
производится визуально, по
свидетельствам очевидцев, с использованием технических
средств поиска, специально подготовленных собак.
При обнаружении места нахождения транспортных средств под
завалом осуществляется его обозначение на местности и ведется
деблокирование путем отрывки котлованов, траншей, сплошной
разборки элементов завала с использованием шанцевого инстру"
мента, средств малой механизации, при необходимости – инже"
нерной техники (бульдозеров, экскаваторов, автокранов и др.).
Особое внимание при этом следует уделить соблюдению тре"
бований безопасности: необходимо постоянно наблюдать за
состоянием лавино", обвало" и оползнеопасных склонов, устойчи"
востью снежных, грунтовых масс и элементов завала, выполнять
правила работы технических средств на косогорах, уклонах и т.д. Для спасения людей и автомобиля, попавших в лавину, необхо"
димо в снегу делать проходы, для чего прогнозируют характер и
размер снежного завала и выбирают способ выполнения проходов
(вручную шанцевым инструментом, с помощью роторных снегоочи"
стителей, с использованием взрыва и др.)
и способа образования прохода, скорость (темп)