Стандарт СДР и его роль в современной валютной системе

В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР.

Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Состав корзины SDR постоянно меняется. СДР был введен вместо "золотого стандарта". Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов. Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

Проблема СДР. Итоги функционирования СДР с 1970 г. свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СДР. Характер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потребностями международных расчетов. По решению стран-членов при наличии 85% голосов членов Исполнительного совета МВФ выпускает заранее установленные суммы на определенный период. Первая эмиссия осуществлена в 1970—1972 гг. на сумму 9,3 млрд СДР, вторая — в 1979—1981 гг. на 12,1 млрд. Из общей суммы 21,4 млрд СДР (34 млрд долл.) на счета стран-членов зачислено 20,6 млрд, на счет МВФ — 0,8 млрд. СДР используются в форме безналичных перечислений путем записи в бухгалтерских книгах по счетам стран — участников системы СДР, МВФ и некоторых международных организаций. Счет СДР дает возможность стране заимствовать конвертируемые валюты через МВФ.

12. Евро и его перспективы. Е́вро (знак валюты — €, банковский код: EUR) — официальная валюта 17 стран «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии). Также валюта используется ещё в 9 государствах, 7 из которых — европейские. Таким образом, евро — это единая валюта для более чем 320 миллионов европейцев. В декабре 2006 года в наличном обращении было 610 млрд евро, что делало эту валюту обладателем самой высокой суммарной стоимости наличных, циркулирующих во всем мире, опережая по этому показателю доллар США.

Евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты в 1999 году, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 год, в соотношении 1:1.

Евро управляется и администрируется Европейским центральным банком (ЕЦБ), находящимся во Франкфурте, и Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), которая состоит из центральных банков государств-членов ЕС, независимо от того, приняли ли они евро в качестве национальной валюты. ЕЦБ является независимым центральным банком, и ему принадлежит исключительное право определять монетарную политику в еврозоне. ЕСЦБ занимается печатанием банкнот и чеканкой монет, распределением наличных денег по странам еврозоны, а также обеспечивает функционирование платежных систем в еврозоне. Все члены Европейского союза имеют право войти в еврозону, если они удовлетворяют определённым требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Европейского союза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условием вступления в союз.

У евро нет продолжительной перспективы. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в специальном выступлении на годичной сессии Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе заявил, что единая европейская валюта — евро не получает поддержки со стороны ключевых систем, поэтому у нее нет продолжительной перспективы. По его словам, все успешные единые валюты имеют одинаковые черты: их должны поддержать усовершенствованные и зрелые системы, включая сильный единый центробанк, здоровую финансовую систему, высоко интегрированную экономику, способную гибко противодействовать ударам. «Проблема еврозоны не в отсутствии какой-то из этих систем, а в том, что у нее вообще нет ни одной из них», -заявил Дэвид Кэмерон. По его мнению, разногласия легко приводят к финансовому и торговому дисбалансу между экономическими субъектами в еврозоне, а концентрированным выражением такого дисбаланса стал долговой кризис.

13. Резервы и коллективные валюты. ВАЛЮТА КОЛЛЕКТИВНАЯ - валюта, используемая для международных расчетов в рамках межгосударственных экономических организаций (напр., евро - в рамках Европейского Союза). Резервы - Суммы, резервируемые в счетах компании из ее прибылей для покрытия определенных обязательств (даже если точный размер выплат не известен) или компенсации уменьшившейся стоимости актива. Обычно резервы предназначаются для покрытия безнадежных долгов, для амортизации, а также для выплат по накопившимся обязательствам.

14. Международные организации, регулирующие МВС. Эти организацииобъединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации противоречивой глобализирующейся мировой экономики. Сюда относят специализированные институты ООН: МВФ, группа Всемирного банка, ВТО. ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) занимается координацией и реализацией политики, ориентированной на экономический рост, финансовую стабильность стран-участниц, развитие международной торговли, противодействие дискриминационным ограничениям, согласование условий помощи развивающимся странам. Парижский клуб стран-кредиторов – неформальное объединение развитых гос-в, где координируется политика урегулирования, отсрочки платежей по госдолгу стран. Принимает решения о пролонгировании кредита, реструктуризации задолженности, предоставлении новых кредитов, рекомендациях в адрес страны-должника. Лондонский клуб – неформальная организация частных банков-кредиторов, где координируется их политика урегулирования внешнего долга стран-должников. На регулярных заседаниях Лондонского клуба заключаются соглашения со странами-должниками о реструктуризации задолженности и мерах возврата по кредиту. Международные финансовые институты преследуют след цели: 1) объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики 2) осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование 3) совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: