Понятие и элементы денежной системы. 1. Понятие и элементы денежной системы

Тема 3. Денежные системы. Инфляция.

1. Понятие и элементы денежной системы

2. Эволюция денежных систем

3. Денежная реформа и методы ее проведения

4. Понятие и причины инфляции

5. Формы и виды инфляции

6. Последствия инфляции и инфляционная политика.

Денежная система – это законодательно установленная форма организации денежного оборота в стране. Она является составным элементом хозяйственного механизма и регулируется законами, установленными государством.

Денежная система страны формируется исторически, что сказывается на структуре и содержании ее элементов. Основными из них являются:

1) Наименование денежной единицы;

2) Масштаб цен;

3) Валютный курс;

4) Виды наличных денежных знаков, которые имеют законную платежную силу;

5) регламентация безналичного оборота;

6) государственный аппарат, который осуществляет регулирование денежного оборота.

Наименование денежной единицы (национальной валюты), как правило, возникает исторически. До введения собственной денежной единицы в Украине функционировала денежная единицы бывшего СССР – рубль, сотой долей которого была копейка. Наименование «рубль» закрепилось за денежной единицей России относительно поздно – в XVII ст. Становление государственной независимости Украины обусловило переход к наименованию стародавней денежной единице, которая использовалась в Киевской Руси – гривне («Гривна», как денежная и весовая единица Стародревней Руси происходит от наименования обруча – украшения из золота или серебра, который носили на шее; часть этого обруча (рубленая гривна), которая обращалась в роли денег, стала основой наименования денежной единицы «рубль»).

Масштаб цен – исторически обусловленный элемент денежной системы, который определяет весовое содержание в денежной единице метла, исполняющего в соответствующий период роль денег. Установленной государством золотой (или серебряное) содержание денег выступает важным элементом системы ценообразования в стране. В условиях обращения бумажных денег масштаб цен утратил свое веское значение как элемент денежной системы. Величина выражения стоимости товаров в денежной единице в современных условиях определяется в соответствии к основам формирования стоимости денег. Масштаб цен играет важную техническую роль при выполнении деньгами функции меры стоимости.

Валютный курс – это соотношен6ия между денежными единицами (валютами) разных стран.

Он представляет собой своего рода «цену» валюты одной страны, выраженную в валютах других стран. В зависимости от типа и денежной системы валютный курс может определяться рынком или устанавливаться государством в лице уполномоченных ею органов.

Государство определяет виды наличных денежных знаков, которые имеют статус законного платежного средства на ее территории. К ним относятся: банковские билеты; казначейские билеты и разменная монета. Существенная отличие денежный билетов лежит в механизме их эмиссии и порядке выпуска в обращение и извлечения из него. При бюджетной эмиссии, которая проводится специальным органом министерства финансов (казначейством), в обращение выпускаются казначейские билеты. Кредитная эмиссия обуславливает выпуск банкнот. Банковские билета поступают в сферу обращения в связи с выдачей кредита, его погашение обуславливает извлечение денежных знаков из обращения.

В период пребывания Украины в составе СССР на ее территории оборачивались наличные знаки всех трех видов. Однако отличие банкнот от казначейских билетов фактически было формальным. В связи с отсутствием казначейства все денежные знаки выпускались в обращение Госбанком СССР. Указанная разница в наименовании бумажных денежных знаков подлежала ликвидации в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности в СССР. Однако замена одно-, трех- и пятирублевых казначейских билетов образца 1961 г. не была завершена. Вопрос о видах наличных денежных знаков и их платежность ныне решает каждое из независимых государств, входящих в состав бывшего СССР.

Основным компонентом денежной массы в современных условиях являются не наличные знаки, а остатки на счетах в банках и небанковских кредитных организациях. Они используются для платежей путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя. Принципы функционирования денег, которые находятся на счетах («денег безналичного обращения» или «электронных денег» в условиях проведения платежей на базе электронно-вычислительной техники), определяются государством через регламентацию безналичного оборота. Она включает определение сфер наличных и безналичных расчетов и режима использования денег на счетах, формы расчетов, порядок платежей и т.д.

Операции относительно наличных и безналичных расчетов осуществляют банки и небанковские учреждения. Однако непосредственное регулирование денежного оборота осуществляют банки, что обусловливает выделение их как самостоятельного элемента денежной системы. Механизм регулирования характеризуется строительством самой банковской системы – ее организацией по одноуровнему или двухуровнему принципу.

Каждое государство, приспосабливая денежную систему к своим интересам, определяет орган, который осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование. Таким органом по традиции выступает центральный банк, в Украине – Национальный банк Украины.

Современная денежная система характеризуется следующими общими чертами:

- отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетаризацией золота;

- переходом к неразменным на золото кредитным деньгам, которые по своей природе мало чем отличаются от бумажных денег;

- сохранение в денежном обращении некоторых стран наряду с кредитными деньгами, бумажных денег в форме казначейских билетов;

- выпуском банкнот в обращение с целью кредитования хозяйства, государства, а также прироста официальных золотых и валютных резервов

- развитием и расширением в денежном обороте безналичных расчетов при одновременном сокращении наличных;

- усилением государственного регулирования денежного оборота в связи с постоянным нарушением базового принципа денежной системы – соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу.

2. Эволюция денежных систем

Денежные системы сформировались в XVI–XVII веках с появлением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные элементы появились в более ранний период.

С развитием товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

Тип денежной системы определяется содержанием ее элементов и их взаимодействием, которые обусловливают тенденции развития и закономерности функционирования денежной системы.

Как элемент хозяйственного механизма страны денежная система отображает присущую ему совокупность экономических отношений, в связи с чем приобретает характер системы рыночного и нерыночного типа.

Нерыночную денежную систему отличает наличие значительных ограничений относительно функционирования денег (талоны, карточные системы распределения и др.), использование административных методов регулирования денежного обращения (рационирование выдачи денег, лимитирование кредитов и др.), разграничение сфер наличного и безналичного обращения, запрета определенных денежных операций, осуществление контроля за денежными операциями юридических лиц и граждан и др. В такой денежной система фактически нарушаются ее границы как формы организации обращения денег, а регулирование непосредственно распространяется на содержание денежных операций. Такой тип денежной системы свойственен административно-командной экономике, какой была система управления экономикой бывшего СССР.

Денежную систему рыночного типа характеризует вольное функционирование денег. Сохраняются лишь определенные ограничения проведения денежных операция на уровне банков как элемента денежной системы страны. При этом регулирование денежного обращения проводится путем использования экономических методов влияния на объем, динамику и структуру денежной массы.

В соответствии с механизмом регулирования валютных отношений выделяют денежные системы открытого закрытого типа. В открытой денежной системе отсутствуют ограничения на проведение валютных операций юридическими и физическими лицами. Режим регулирования валютных отношений и определение валютного курса обеспечивают органичное включение национальной экономики в мировую. Денежная система закрытого типа предусматривает использование валютных ограничений, которые обусловливают изоляцию национальной экономики от мировой. При таких условиях валютный курс не отражает реальной инвалютной цены денежной единицы страны, и фактически выступает как формальный элемент денежной системы.

В соответствии с общими законами функционирования денег выделяют саморегулирующиеся и регулируемые денежные системы. Саморегулирующимися были системы обращения металлических денежных знаков (монет). Основой саморегулирования выступало равенство стоимости, которую выражали монеты в обращении, и стоимости металла, который содержался в них. В связи с этим в конкретный период времени непосредственно в обращении (функция денег как средства обращения) находилось количество монет, необходимое для реализации товаров в соответствии с законом денежного обращения. Если при изменении объема производства и реализации товаров потребность обращения в денежных знаках сокращалась, то соответствующее количество монет изымалось из обращения, превращаясь в сокровища. При расширении производства и товарного обращения монеты, которые составляли сокровища, поступали в обращение. Так через функцию денег как средства накопления и образования сокровищ осуществлялось стихийное регулирование денежной массы, благодаря которому количество денежных знаков в обращении поддерживалось на уровне потребности обращения в деньгах.

Исторически системы металлического обращения реализовывались в форме биметаллизма и монометаллизма. На ранних этапах развития капиталистического производства денежная система, как правило, базировалась на биметаллизме.

При биметаллизме роль общего эквивалента законодательно закреплялась за двумя металлами – как правило, золотом и серебром. В соответствии с принципами регулирования соотношения между золотыми и серебряными монетами выделяют три разновидности биметаллизма:

- система параллельной валюты, при которой выше определенное соотношение устанавливается стихийно, на рыночной основе;

- система двойной валюты, когда такое соотношение определяется государством;

- система «хромающей» валюты, при которой один из видов монет чеканится в закрытом порядке.

Самой последовательной формой биметаллизма была система параллельной валюты. Однако она создавала технические трудности в функционировании сферы обращения в связи с наличием и постоянным колебанием двойной системы цен. Попытки упорядочить обращение через законодательную фиксацию соотношения золотых и серебряных монет, что, как правило, не соответствовало их рыночной стоимости, неминуемо приводит к тезаврации монет, стоимость которых недооценивалась. Явление вытеснения «хороших» денег «плохими», которое обусловливает переход от биметаллизма к монометаллизма определяется как закон Коперника-Грешема.

Не остановило этот процесс введение некоторыми странами системы «хромающей» валюты. Отказ от свободной чеканки монет из серебра ускорил их обесценивание, наплыв серебра из соседних стран и вывоз золота за границу. Поэтому они вынуждены были совсем прекратить чеканку монет из серебра, а те, что остались в обращении, превратились в разменную монету.

Монометаллизм – это денежная система, при которой только один вид металла исполняет роль денег. Самым распространенным в истории был золотой монометаллизм. Его последовательной формой выступал золотомонетный стандарт.

Золотомонетный стандарт наиболее соответствовал требованиям капитализма периода свободной конкуренции, способствовал развитию производства, кредитной системы, мировой торговли и вывозу капитала. Этот стандарт характеризуется следующими общими чертами:

- во внутреннем обращении страны находится полноценная золотая монета, а золото выполняет все функции денег;

- разрешается свободная чеканка золотых монет для частных лиц (конечно на монетном дворе страны);

- неполноценные деньги, находящиеся в обращении (банкноты, металлические разменные монеты), свободно и неограниченно обмениваются на золотые;

- допускается свободный вывоз и ввоз золота и иностранной валюты и функционирование свободных рынков золота.

Функционирование золотомонетного стандарта потребовало наличия золотых запасов в центральных эмиссионных банках, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото, выступали резервом мировых денег.

В годы Первой мировой войны рост бюджетных дефицитов, покрытие их кредитами и возрастающим выпуском денег привели к увеличению денежной массы в обращении, значительно превышающей по своему объему золотые запасы эмиссионных банков, что ставило под угрозой свободный обмен бумажных денег на золотые монеты. В этот период золотомонетный стандарт прекратил свое существование в странах, которые воевали, а позднее и в большинстве других стран (кроме США, где он продержался до 1933 г.): был прекращен размен банкнот на золото, запрещен вывоз его за границу, золотые монеты вышли из обращения и превратились в сокровища. После окончания Первой мировой войны, в условиях развития общего кризиса капитализма, ни одно капиталистическое государство не смогло осуществить стабилизацию свой валюты на основе возобновления золотомонетного стандарта.

В ходе денежной реформы 1924 – 1929 гг. возвращение к золотому стандарту было проведено в двух разных формах – золотослиткового и золотодевизного стандартов.

При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомонетного, в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка. Размен банкнот, как и других неполноценных денег, осуществляется только на золотые слитки. В Англии стоимость стандартного слитка весом в 12.4 кг равнялась 1700 фунтов стерлингов, во Франции стоимость слитка 12.7 кг равнялась 215 тысяч франков.

В Австрии, Германии, Дани, Норвегии и других странах был установлен золотодевизный (золотовалютный) стандарт, при котором также отсутствуют золотые монеты и свободная чеканка. Обмен неполноценных денег на золото происходит с помощью обмена на валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем сохранялась непрямая связь денежных единиц страны золотодевизного стандарта с золотом. Поддержка устойчивости курса национальной валюты осуществлялась методом девизной политики, т.е. при помощи купли-продажи национальных денег за иностранные в зависимости от того, снижается или повышается курс национальной валюты на рынках. Таким образом, при золотодевизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других.

В результате мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. золотой стандарт был отменен во всех странах мира (например, в Великобритании в 1931 г., в США – 1933 г., во Франции – 1936 г.) и установилась система неразменного банкнотного обращения.

Создание в 1944 г. Бреттон-Вудской мировой валютной системы представляло собой установку системы межгосударственного золотодевизного стандарта, по сути золотодолларового стандарта, для стран со свободно конвертируемой валютой. Особенность золотодолларового стандарта лежала в том, что он был установлен лишь для центральных банков, причем только одна валюта – доллар США сохраняла связь с золотом. В связи с сокращением золотого запаса правительство США с 1971 г. официально закончило продажу золота за доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил свое существование.

В соответствии с содержанием механизма регулирования денежного оборота выделяют системы бумажно-денежного и кредитного обращения.

Для системы бумажно-денежного обращения характерна бюджетная эмиссия, которая может выступать в двух формах:

1) выпуск денежных билетов государственным казначейством;

2) покрытие бюджетного дефицита за счет кредитной эмиссии.

В обоих случаях выпуск денег определяется не потребностями оборота, а величиной бюджетного дефицита, что в соответствии с законами обращения бумажных денег вызывает их постоянное обесценивание. Регулирование денежного оборота в этих условиях требует осуществления мер, направленных на оздоровление финансов и сбалансирование бюджета.

Система кредитного обращения – это выпуск и движение денежных знаков, которые возникают на основе кредита. Кредитная эмиссия обеспечивает эластичность денежного обращения, дает возможность, в отличие от бюджетной эмиссии, не только легко увеличивать, а и уменьшать количество денег в обращении. Это создает реальную возможность поддержки их количество на уровне объективной потребности обращения. По общем законам обращения денег кредитная денежная система близка к металлической. Органами регулирования денежного обращения являются банки. Осуществляемые ими кредитные операции (выдача и погашение кредитов) в соответствии с реальной динамикой экономических процессов, движением материальных ценностей выступают предпосылкой балансирования товарных и денежных масс в обращении.

Денежная система Украины в период становления государственной независимости была нерыночной. Государственное регулирование уровня цен в условиях экономического кризиса, которые объединил падение производства со значительным ростом денежной массы, вызвало распад потребительского рынка (единой сферы нерегламентированных отношений купли-продажи) и всеобщий дефицит товаров. При таких условиях для регулирования отношений распределения были введены карточная система другие формы рационализации. Положение усложняло отсутствие координации экономической политики независимых республик в сфере производства, товарообмена, денежных отношений. С целью защиты внутреннего рынка в Украине была введена купонная система, и регламентировался вывоз товаров за пределы государства. Реально все эти меры усиливали нерыночный характер денежной системы.

Переход к денежной системе рыночного типа требует либерализации экономических отношений, введения свободного ценообразования и проведение комплекса мер, направленных на развитие рыночных отношений: приватизации собственности, способствовании развитию предпринимательства, демонополизации экономики, развитию предприятий рыночной инфраструктуры. Становление рыночных отношений предусматривает переход к денежной системе открытого типа: либерализации внешнеэкономических отношений и введения конвертирования национальных денег.

3. Денежная реформа и методы ее проведения

Среди комплекса мер относительно оздоровления и упорядочения денежного оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит государство, с целью оздоровления или улучшения механизма регулирования денежного обращения в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.

Денежные реформы, которые проводились в разное время во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования действующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительными мерами и др. Их можно классифицировать следующим образом:

1) создание новой денежной системы. Эти реформы проводились при переходе от биметаллизма к золотому монометаллизму, от последнего к системе бумажно-денежного обращения или кредитного обращения в условиях создания новых государств, как это имело место в период падения колониальных империй или после выхода отдельных республик из состава бывшего СССР. Примером таких реформ может быть денежная реформа Витте в 1895 – 18978 гг. В России и денежные реформы в странах, которые освободились от колониальной зависимости, и др.

2 ) частичное изменение денежной системы, когда реформируются отдельные ее элементы: название и величина денежной единицы, виды денежных знаков, порядок их эмиссии и характер обеспечения и др. Примером таких реформ является изменение порядка эмиссии и обеспечения банкнот в Англии в соответствии с Актом Роберта Пиля (1844 г.), денежные реформы в СССР в 1922-1924 и 1947 гг.;

3) проведение специальных стабилизационных мер с целью остановки инфляции или преодоления ее последствий.

Нередко отдельные денежные реформы имеют признаки всех трех типов, как например, денежная реформа 1922-194 гг. в СССР. Создание по сути принципиально нового государства способствовало возникновению и новой денежной системы. Глубокая инфляция в стране требовала проведения эффективных стабилизационных мер. Все это определило кардинальное реформирование по сути всех элементов предыдущей денежной системы.

Чем бы ни была вызвана необходимость проведения денежной реформы, самой главной ее целью всегда является стабилизация денежного оборота. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться. Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопления золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов увеличения денежной массы в обращении, оздоровления государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирование рынка и др.

Нередко денежной реформе предшествует деноминация денежных знаков, т.е. обмен всех старых знаков на новые в определенной пропорции с одновременным перерасчетом в этой пропорции всех денежных показателей: цен, тарифов, заработной платы, балансовой стоимости фондов и др.

Кроме подготовки экономических и организационных предпосылок денежной реформы, большое значение для ее успеха имеет правильный выбор метода стабилизации валюты в процессе реформы. Особенно актуальной эта проблема была в эпоху функционирования действительных денег, когда государства путем реформы пытались обновить систему металлического обращения или обращения разменных на металл денежных знаков. С переходом к системе обращения неразменных знаков четкие границы между альтернативными методами стабилизации валют исчезли и пути проведения реформ унифицировались, хотя проведение их от этого не стало более легким.

В соответствии с мировым опытом денежных реформ существуют следующие способы стабилизации валют: нуллификация, ревальвация (реставрация), девальвация, деноминация.

Нуллификация - объявление государством обесцененных бумажных денежных знаков недействительными. Проводится она при условии чрезвычайно большого падения покупательской способности денег, когда становится нецелесообразным какой-либо обмен их на новые деньги и в такой крайней форме встречается редко. В частности, в конце XVIII в.. Во Франции были объявлены недействительными полностью обесцененные ассигнации и изъяты из обращения без какого-либо возмещения. Чаще обесцененные деньги изымаются из обращения путем обмена на новые знаки в значительно низкой пропорции, так что плата за них имеет чисто символическое значение. Так, в СССР в 1922-193 гг. 1 рубль новыми знаками обменивался на 1 млн. рублей старыми, в 1924 г. в Германии 1 новая рейхсмарка – на 1 трлн. старых марок, в 1944 г. в Греции – 50 млрд. старых драхм на 1 новую. Во всех этих случаях проводилась нуллификация обесцененных денег, хотя по форме она напоминала девальвацию.

Девальвация – официальное снижение государством металлического содержания и курса (или только курса) национальных денег относительно иностранных валют или международных расчетных единиц. Пока государства фиксировали золотое содержание своих валют, его снижение и снижение курса валюты происходило приблизительно одинаковой мерой. После отмены золотых паритетов девальвация сводилась только к снижению официального валютного курса. Уровень ее в обоих случаях определялся уровнем обесценивания валют, т.е. новое золотое содержание и курс устанавливаться на уровне фактической стоимости валюты, которая формировалась вследствие инфляционного обесценивания. На первом этапе (до 1929-1933 гг.) девальвация приводила к обновлению обмена банкнот на золото только по пониженному паритету. На втором этапе обмен на золото не обновлялся, но снижение валютного курса способствовало стабилизации внутреннего рынка и денежного обращения, поскольку стимулировало экспорт и укрепляло конкурентоспособность национальных предпринимателей на мировом рынки, а также делало импорт дороже.

После отмены размена банкнот на золото значительно изменилось содержание и механизм девальвации валюты. Девальвации стали реже проводится в рамках денежных реформ с целью стабилизации внутреннего денежного обращения, а прежде всего как метод валютной политики для регулирования внешнеэкономических отношений: усиления демпинга, повышение конкурентоспособности, урегулирование платежного баланса и др. В этих условиях девальвацией стали называть любое законодательное снижение официального фиксированного валютного курса. С введением режима плавающих курсов валют содержание девальвации еще больше расширилось, и этим термином стали называть длительное снижение рыночного курса валют.

Ревальвация – это официальное повышение государством золотого содержания и валютного курса или только валютного курса национальной валюты страны.

В первом варианте ревальвации валют проводились в эпоху свободного обмена банкнот на металл. Ими заканчивались усилия государства по восстановлению покупательской способности валюты после периода инфляции. В результате ревальвации, как правило, восстанавливался обмен банкнот на металл по паритету, который действовал до начала инфляции. Одновременно восстанавливался и предыдущий курс валюты. Поэтому такой способ в литературе иногда называют реставрацией.

Денежные реформы на основе ревальвации проводились редко, поскольку они возможны при незначительном обесценивании денег и быстром развитии экономики и восстановлении стабильности рынка. При таких условиях в стране быстро расширяется товарообращение и уменьшается бюджетный дефицит, что способствует повышению стоимости денежных знаков и может постепенно привести страну к доинфляционному уровню.

Деноминация – укрупнение денежной единицы без изменения ее наименования, что проводится с целью обеспечения денежного оборота и предоставления деньгам большей полноценности.

Так, в 1961 году в СССР старые деньги были заменены на «новые» таким образом, что 1 «новый» рубль равнялся 10 «старым». Благодаря деноминации удается значительно сократить количество денежных купюр и монет, которые находятся в обращении.

Денежная реформа в Украине была проведена с 2 по 16 сентября 1996 г. Эта реформа была «мягкого» типа (проведение мер относительно замены действующей денежной единицы, стабилизация новых денег без качественной перестройки системы денежного оборота) с деноминацией денежных знаков (уменьшение на пять нулей), с изменение названия денежной единицы. Путем обмена денежных купюр (украинских карбованцев на гривны) масштаб цен, действующий раньше. Были изъяты из обращения и обменены без каких-либо ограничений денежные знаки на новые в пропорции 10:1.

Официальная концепция денежной реформы базировалась на принципах «полной прозрачности» и «неконфискации». По мнению некоторых специалистов эти принципы обусловили некомплектность и ограниченность реформы. Также многие считают, что введение гривны носило больше политический, нежели экономических характер. Однако, несмотря ни на что, украинское государство получило конституционную национальную денежную единицу.

4. Понятие и причины инфляции

Термин «инфляция» буквально означает «вздутие». Действительно, финансирование государственных расходов (например, в периоды экстремального развития экономики во время войн, революций) при помощи бумажно-денежной эмиссии с приостановлением размен банкнот приводило к расширению денежного обращения и обесцениванию бумажных денег.

Инфляция была характерна для денежного обращения: России с 1769 г по 1895 г.(исключая период 1843-1853 гг.); США – в период войны за независимость 1775-1783 гг. и гражданской войны 1861-1865 гг.; Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в.; Франции – в период Французской революции 1789-1791 гг. Особенно высокие темпы инфляция приобрела в Германии после Первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигла 396 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз. Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей. Если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – всеохватывающей; раньше она охватывала определенный период, т.е. имела периодический характер, а сейчас – хронический; современная инфляция находится под влиянием не только денежных, а и не денежных факторов.

Таким образом, современная инфляция является последствием действия многих факторов.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить не денежные и денежные – монетарные. Не денежные факторы – это нарушение диспропорции хозяйства, цикличное развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно-монополистеческое ценообразование, кредитная экспансия, экстраординарны обстоятельства социально-политического характера и др. К денежным относят: кризис государственных финансов, а именно дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредитных орудий обращения вследствие расширения кредитной системы, увеличение скорости обращения денег и др.

Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Итак, инфляция как многофакторный процесс – это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, что обусловлено нарушением закона денежного обращения. Т.о., глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства, и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, т.к. там скорость оборотности является значительно высокой, что приносит большую прибыль, однако одновременно и усиливает инфляционные процессы (механизм инфля3ции самовоспроизводится, на его основе растет дефицит сбережений, уменьшаются объемы кредитов, инвестиций в производство и предложение товаров).

Итак, факторы инфляции действуют как при изменении объемов производства и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости обращения денег.

В экономике Украины инфляция возникла еще в период существования СССР в 50-60 гг. XX в. и была связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и большой разнице в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Открытый взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были «отпущены» все цены. С этого момента инфляционный процесс стал быстро развиваться.

Главными не денежными факторами инфляции в Украине являются:

- кризис плановой хозяйственной системы, который проявляется в падении производства, несбалансированности, диспропорции экономики;

- неэкономность производства, которая проявляется в расходном характере производства, низком уровне продуктивности труда и качества продукции.

К основным денежным факторам инфляции относят:

-либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции, что дало возможность монополистическим структурам завладеть реализацией товарной массы и диктовать цены;

- дефицит государственного бюджета;

- кредитную экспансию банков, которая имела непроизводственный характер;

- доларизацию денежного обращения (значительное влияние иностранной валюты увеличивает цены на товары и услуги);

- распад «рублевой зоны»;

- отток за рубежи страны валютной выручки предприятий и доходов граждан и др. факторы.

Таким образом, инфляция в Украине отличается от всех других. Это объясняется условиями ее развития (переходом от планово-административной к рыночной экономике), высокими темпами роста цен и др.

5. Формы и виды инфляции

Различают открытую и подавленную инфляцию. Открытая проявляется в увеличении цен, подавленная – в возникновении дефицита товаров и ухудшении их качества. В условиях подавленной инфляции цены контролируются государством, поэтому повышенный спрос на товары выражается в появлении разрыва между спросом и предложением и, как следствие, в отклонении административно-регулируемой цены равновесия. Поскольку государственная цена ниже чем равновесная, исчезают стимулы для увеличения количества и повышения качества товаров. Следствием этого является возникновение дефицита и увеличение не денежных расходов потребителей (см. рис. 13). Если государство устанавливает цены на уровне ниже равновесного (Р2е), то возникает дефицит в размере (Q2- Q1). По цене Р2 покупатели согласны купить Q2 товаров, а продавцы могут продать лишь Q1. В этом случае объем реализованной продукции равен Р2 Q1 (площадь прямоугольника О Р2 А Q1). Однако реальная цена при производстве Q1 равна Р1. В условиях дефицита возникнут очереди, и полная цена будет равна:

P = P2 + w × t, где

Р – реальная полная цена;

Р2 – законодательно установленная цена;

w – почасовая ставка заработной платы;

t – время, потраченное в очередях.

Наиболее зажиточные граждане будут стремиться обойти очередь, находя более экономные (с их точки зрения) пути приобретения товара. Это приведет к увеличению цены с Р2 до Р1. Дополнительные расходы останутся в сфере торговли, так и не дойдя до производителя. Поэтому они станут мертвыми расходами, т.к. не будут стимулировать хозяйственных субъектов активнее работать.

Рис. 13. Дефицит в условиях административного регулирования цен

Открытая инфляция принимает разные формы:

- ползучая (когда цены изменяются постепенно – до 10% в год);

- галопирующая (когда рост цен приобретает стремительный характер);

- гиперинфляция (рост цен составляет более 1000% в год) – приводит в конечном результате к полному разладу денежного обращения.

В зависимости от причин, которые вызывают инфляционные процессы, различают инфляцию спроса и инфляцию затрат производства.

Инфляция спроса. Традиционно она возникает при излишнем спросе. Спрос на товары выше, чем предложение товаров, в связи с тем, что производственный сектор не имеет возможности удовлетворить потребности населения. Этот излишек спроса приводит к увеличению цен. Наблюдается наличие большого количества денег при малом количестве товаров.

Инфляция спроса может быть обусловлена:

- модернизацией экономики и увеличением военных расходов. Военная техника и военная продукцию не функционируют на рынке, ее приобретает государство и направляет в запас. Деньги для обслуживания этой продукции по сути не нужны, поскольку они не переходит из рук в руки;

- дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется или государственными займами, или эмиссией банкнот, что дает государству дополнительные деньги, а значит, и дополнительное предложение;

- кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных снарядов обращения, которые также создают дополнительные требования на товары и услуги;

- приливом иностранной валюты в страну, которая при помощи обмена на национальную денежную единимы вызывает общее увеличение объема денежной массы, а следовательно, и излишний спрос.

Итак, инфляция спроса наблюдается тогда, когда рост уровня цен происходит под вилянием общего увеличения совокупного спроса.

Инфляция затрат производства. Эту инфляция рассматривают обычно с позиции роста цен под влиянием нарастающих затрат производства, прежде всего роста затрат на заработную плату.

Причинами такой инфляции является:

- снижение темпов роста продуктивности труда, вызванное цикличными колебаниями или структурными изменениями в производстве, что приводит к увеличению затрат не единицу продукции, а значит, к уменьшению прибыли. В конечном результате это отражается на снижении объемов производства, сокращении предложения товаров и росте цен;

- расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой в сравнении с производством продуктивностью труда. Как следствие возникает общий рост цен на услуги;

- повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату. Компании отвечают на такой рост инфляционной спиралью: повышение заработной платы вызывает рост цен и новое повышение заработной платы;

- высокие непрямые налоги (которые включаются в цену товара), характерные для многих государств;

- общий уровень затрат растет.

Инфляция затрат и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко разделить. Излишняя денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая нарушение равновесия рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое является рост цен. Будучи продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется далее, поражает производства и потребления, деформирует потребительский спрос, усиливает неравномерность и непропорциональность развития разных отраслей хозяйства, приводя в результате к инфляции затрат.

Любая современная система экономики инфляционная, и в ней действуют факторы, которые вызывают как инфляция спроса, так и инфляцию затрат.

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен, который характеризует соотношение между покупательской ценой определенного набора товаров и услуг («потребительская корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной группы товаров в базовом периоде.

6. Последствия инфляции и инфляционная политика.

Инфляция осуществляет негативное влияние на общество в целом. Ухудшается экономическое положение: снижаются объемы производства; осуществляется перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где оборот капитала быстрее и больше прибыль, а также легче уклониться от уплаты налогов; расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен; ограничиваются кредитные операции; уменьшаются финансовые ресурсы государства.

Возникает социальное напряжение в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход не на пользу наименее обеспеченных слоев населения. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход), а значит и общий уровень жизни населения, если номинальный доход будет отставать от роста цен. Особенно тяжелой является инфляция для лиц с фиксированными доходами: пенсиями, стипендиями, заработной платы работников бюджетной сферы. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения граждан. В связи с этим, что удержать резкое падение жизненного уровня, государство осуществляет индексацию доходов и налоговых льгот. Развертывание инфляционных процессов приводит к такому обострению экономических и социальных противоречий, что государства начинают применять методы для преодоления инфляции и стабилизации денежного обращения. Основные формы борьбы с инфляцией – денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, которое осуществляет государство с целью упорядочения и налаживания денежного обращения. Дене6жная реформа осуществляется различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического состояния страны, степени обесценивания денег, политики государства.

Антиинфляционная политика – комплекс методов государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Исторически сформировались два основных пути такой политики: дефляционная политика (регулирование спроса) и политика доходов.

Дефляционная политика базируется на методах ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы и др. Особенность действия дефляционной политики лежит в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и, даже, кризисные явления.

Политика доходов предусматривает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установкой границ их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывает дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен удерживается лишь на некоторый период, а со снятием ограничений снова ускоряется.

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от приоритетов. Если ставилось задание сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирования экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда конечной целью было сдержать инфляцию любой ценой, - параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

Индексация (полная или частичная) означает компенсацию убытков в результате обесценивания денег.

Сдерживание контролированного роста цен проявляется, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных границах.

Конкурентное стимулирование производства включает методы как прямого стимулирования предприятий путем значительного снижения налогов, так и непрямое стимулирование сбережений для населения (снижение налогов с населения). Вместе с тем стали применяться методы, которые стимулируют рыночную конкуренцию и снижают ее влияние на цены и спираль «цены – заработная плата». Например, в США администрация Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малорентабельных отраслей, как Чорная металлургия, что вызвало волну слива больших компаний. В результате резко возросла конкуренция, которая способствовала уменьшению инфляции до «ползучих» размеров, а также послаблению инфляционной спирали «цены – заработная плата».

Особой формой борьбы с инфляцией, которую использовали некоторые страны (Польша, Израиль) при галопирующей инфляции, является «шоковая терапия». Суть ее лежит в стимулировании развития рыночных отношений, вольном ценообразовании, отказе от регулирования цен и, как результат, в снижении (на начальном этапе) жизненного уровня населения. Однако, как показала практика, при правильном подходе шоковая терапия оправдывает себя.

Особенности инфляционных процессов в Украине предусматривают специальные подходы к осуществлению эффективной антиинфляционной политики. В связи с этим необходимо осуществлять:

- разработку и внедрение в жизнь комплекса государственных программ экономики, в первую очередь отраслей и предприятий, которые способствуют становлению конкурентного, высокотехнологичного и наукоемкого производства;

- проведение последовательной антимонопольной политики и создание широкой мети экономической информации для предприятий;

- усиление стимулов производственного накопления, включая субсидии, способных поддержать процесс накопления средств у предпринимателей и населения;

- изменение структуры производственных фондов с целью расширения производства товаров народного потребления, т.е. создание условий для перелива капитала с одной в другую отрасль общественного производства;

- стимулирование кредитной и инвестиционной деятельности банков и ограничения покрытия дефицита средств за счет банковского кредита;

- усовершенствование налоговой системы; особое внимание уделяют регулирующей роли налогов;

- создание условия для остановки импорта инфляции. С этой целью обеспечить преобразование долларовых запасов в товары производственного назначения, которые, попав в нашу страну, имели бы возможность оживить инвестиционный процесс;

- повышение эффективности денежно-кредитной политики, которая должна обеспечить тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма товарно-денежных отношений.

Таким образом, цель антиинфляционной политики государства лежит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и достичь приемлемых ее темпов для народного хозяйства. Важным заданием в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, снижение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, взвешенной протекционистской политикой и валютной политикой, что способствует решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеет структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве и сфере услуг и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: