Тема 10. Системный подход в управлении

Сущность и содержание системного подхода. Этапы и принципы системного подхода в управлении. Система и её компоненты. Виды систем. Основные понятия системного подхода. Управление с позиции системного подхода. Возможности системного подхода. Энтропия. Разновидности системных связей и управления. Процессный и ситуационный подходы. Основные направления исследование систем управления и их проектирование. Способы совершенствования и оценки эффективности системы управления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Цель семинарского занятия – углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя следующее:

- обязательно ознакомиться с планом семинарского занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия, даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса;

- изучить конспекты лекций, соответствующие разделы учебника, учебного пособия, содержание рекомендованных нормативных актов;

- нужно законспектировать основное содержание, используя рекомендованную литературу, выписать основные термины и выучить их;

- следует записывать возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературы вопросы, чтобы затем на семинарском занятии получить на них ответы;

- следует обращаться за консультацией к преподавателю.

По вопросам, необходимо составить развернутые планы ответов по каждому вопросу семинарского занятия. Примерное время ответов: 5-8 минут.

По во­про­сам, вы­не­сен­ным для об­су­ж­де­ния на се­ми­нар­ское за­ня­тие, иметь в печатном виде доклад 10 страниц. Параметры страницы: слева-3 см., справ-1,5 см., интервал-1,0, шрифт 14, отступ 1,25, выравнивание текста по ширине, поставить знак переноса текста.

Планы семинарских занятий

Тема 1/2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Семинарское занятие №1

Вопросы занятия

1. Модель управления. Природа управления.

2. Цели и задачи управления.

3. Современная парадигма организации управления.

Основные понятия изучаемой темы

Цель и задачи курса «Теории управления», его место в учебной образовательной программе. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции менеджмента, законы и закономерности, виды, методы, принципы)Модель управления. Природа управления. Цели и задачи управления. Виды менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент. Современная парадигма организации управления.

Тематика рефератов изучаемой темы

1. Виды менеджмента.

2. Законы и закономерности в управлении.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какова сфера применения слова "управление"?

2.Дайте определение менеджмента.

3.Определите сущность новой управленческой парадигмы в мире и в России.

4.Какова сущность понятий "управление организацией" и "менеджмент"?

5.Каково значение управления как вида деятельности?

6.Перечислите цели и задачи управления.

7. Что такое «субъект управления»?

8.Что такое «объект управления»?

Список рекомендуемой литературы

1. Теория управления, учебник, Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Издательство РАГС, 2008 г. 560 стр

2.Теория управления. Рой О.М. Учебное пособие, СПб.: Питер, 2008. – 256 с

3.Теория управления Черняк В.З. Учебное пособие Издательство: Academia 2008, 256 стр.

4.Теория, практика и искусство управления Кнорринг В.И. Издательство: Норма, 2001 527 стр.

5. Теория управления Бурганова Л.А. Учебное пособие, Издательство: Инфра-М,2009 153 стр

6. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с. (с грифом Министерства образования).

Тема 2/2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Семинарское занятие №2

Вопросы занятия

1. Школа научного управления

2. Административная теория Файоля

3. Школа «человеческих отношений»

4. Количественная школа

Основные понятия изучаемой темы

Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды. Исторические условия и события, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки. Ф.У. Тейлор и формирование научной основы и терминологии менеджмента. Принципы «классической школы» и их использование в практике менеджмента. Административная теория А. Файоля. Концепция «идеальной бюрократии» М. Вебера. Школа «человеческих отношений» и её основные направления. Количественная школа.

Тематика рефератов изучаемой темы

1.Основные этапы развития управленческой мысли.

2.Классические школы управления.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Когда появились первые научные школы менеджмента?

2.Какие идеи были выдвинуты в рамках классической школы менеджмента?

3.Охарактеризуйте взгляды на управление Ф. Тейлора?

4.Охарактеризуйте взгляды А. Файоля?

5.Перечислите основные принципы идеальной бюрократии М.Вебера.

6 В чем особенность школы человеческих отношений?

7.В чем заключается сущность концепции Э. Мэйо?

8 Охарактеризуйте вклад школы поведенческих наук (бихевиоризма) в управление?

Список рекомендуемой литературы

1. Теория управления, учебник, Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Издательство РАГС, 2008 г. 560 стр

2.Теория управления. Рой О.М. Учебное пособие, СПб.: Питер, 2008. – 256 с

3.Теория управления Черняк В.З. Учебное пособие Издательство: Academia 2008, 256 стр.

4.Теория, практика и искусство управления Кнорринг В.И. Издательство: Норма, 2001 527 стр.

5. Теория управления Бурганова Л.А. Учебное пособие, Издательство: Инфра-М,2009 153 стр

6. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с. (с грифом Министерства образования).

Тема 3/2. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Семинарское занятие №3

Вопросы занятия

1. Особенности японской модели менеджмента.

2. Общие черты американской, западноевропейской и японской модели менеджмента.

Основные понятия изучаемой темы

Основные черты американского менеджмента. Сущность американской модели менеджмента. Характеристика японской модели менеджмента. Черты японского менеджмента, схожие с американской. Особенности западноевропейской модели менеджмента. Сущность западноевропейской модели менеджмента.

Тематика рефератов изучаемой темы

1. Сравнительные характеристики американской и японской моделей управления.

2. Американская модель.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте американскую модель менеджмента.

2. В чем особенности японской модели менеджмента?

3. В чем принципиальное отличие японской модели менеджмента от американской?

4. Раскройте сущность западноевропейской модели менеджмента.

5. Какая из моделей менеджмента, на Ваш взгляд, в наибольшей степени подходит для России?

Список рекомендуемой литературы

1. Теория управления, учебник, Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Издательство РАГС, 2008 г. 560 стр

2.Теория управления. Рой О.М. Учебное пособие, СПб.: Питер, 2008. – 256 с

3.Теория управления Черняк В.З. Учебное пособие Издательство: Academia 2008, 256 стр.

4.Теория, практика и искусство управления Кнорринг В.И. Издательство: Норма, 2001 527 стр.

5. Теория управления Бурганова Л.А. Учебное пособие, Издательство: Инфра-М,2009 153 стр

6. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с. (с грифом Министерства образования).

Тема 4/2. ОРГАНИЗАЦИЯ, КАК ОБЪКТ УПРАВЛЕНИЯ

Семинарское занятие №4

Вопросы занятия

1.Внутренняя и внешняя среда в управлении.

2. Основные элементы организации. Взаимосвязь отдельных элементов

3. Организационная структура. Разновидности организационных структур

Основные понятия изучаемой темы

Понятие организации и ее общие характеристики, организационные формы. Внутренняя и внешняя среда в управлении. Характеристика внешней среды организации. Факторы прямого воздействия. Факторы косвенного воздействия. Внутренняя среда организации. Методы анализа внешней и внутренней среды организации среды. Основные элементы организации. Цели, задачи организации. Структура организации. Трудовые ресурсы организации, оборудование. Технология. Взаимосвязь отдельных элементов. Подходы к классификации организационных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: