1. Сформулируйте задачу.
2. Определите: какие Ресурсы нужны для решения задачи? В каких количествах?
3. Просмотрите Ресурсы. Мы рассматриваем ситуацию, данную в нашей задаче, как единую Систему, со всеми ее взаимосвязями. Таким образом, сначала мы смотрим ресурсы уже имеющиеся в Системе, потом — те, которых в самой Системе нет, но мы можем легко и дешево их получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.
4. Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или приобретение этого ресурса?
5. Определите: каким образом применить ресурс?
Обсуждение по плану и фиксирование возможностей применения ресурсов задачи «Саяно-Шушенская ГЭС».
Однако далеко не все проблемы и не все противоречия разрешаются с такой же легкостью, как рассмотренные нами задачи. Многие пользователи ТРИЗ отмечают, что Г. Альтшуллера в своих работах так и не показал алгоритма перехода от противоречия к решению и самой технологии разрешения узловых противоречий. И вопрос этот даже более актуален и трудоемок для социальных систем, чем для технических, для работы с которыми изначально создавался ТРИЗ. Давайте теперь подумаем, как можно, определив данную нам проблему, ИКР, противоречие и ресурсы непосредственно перейти к решению.
|
|
- Итак, вернемся к нашей задаче «Саяно-Шушенская ГЭС». Вы определили для себя проблему, ИКР, основное противоречие и ресурсы, имеющиеся и необходимые. Как Вы думаете, в каком направлении возможностей разрешения противоречий нам стоит идти? Ваши варианты решения ситуации?
Есть еще несколько подходов, техник, которые могут помочь Вам посмотреть на ситуацию с новой стороны, продумать все возможные варианты решения задачи с участием всех, даже с виду незначительных элементов системы.
1. Для решения задачи нам необходимо рассмотреть все взаимосвязи в имеющейся системе *.
- Давайте разберем все связи в системе, описанной в задаче «Саяно-Шушенская ГЭС», ответив на следующие вопросы.
1. Какие элементы и связи в ней подвижны, а какие статичны? (Любая система состоит из элементов, элементы влияют друг на друга и связаны между собой. Связь эта может быть либо неподвижной, т.е. неизменной ни при каких обстоятельствах – законы физики, химии и т.д., - либо подвижной, т.е. под влиянием каких-либо факторов она может видоизмениться или исчезнуть).
2. На какие элементы и связи мы можем повлиять, а на какие нет?
3. Какие связи являются вредными для решения задачи, мешающими, какие нейтральными, а какие полезными?
4. Теперь стоит попробовать поменять знаки всех связей + и – между собой во всей системе, т.е. все положительные, полезные связи сделать вредными и наоборот. Все движущиеся связи сделать неподвижными, и наоборот.
|
|
5. Давайте теперь постараемся вычленить из этих двух схем связи, которые могут влиять на интересующую нас ситуацию.
*Если рассматриваемая система крупная, можно вместе с участниками составить схему на доске. Подвижные связи мы обозначаем красным фломастером, а неподвижные – синим. Вредные – черным, полезные – зеленым. Возможен вариант разделение доски на две части – в левой стороне схема, как она была, справа - измененная схема.
Также можно рассмотреть возможные преобразования системы, в рамках которой лежит наша задача, чтобы убедиться, что мы продумали все варианты решения проблемы с помощью изменения того или иного параметра системы.
Г руппы эвристических приемов преобразования системы:
1. Преобразование формы.
2. Преобразование структуры.
3. Преобразование пространства.
4. Преобразование во времени.
5. Преобразование движения и силы.
6. Преобразование материала и вещества.
7. Приемы дифференциации.
8. Количественные изменения
9. Использование профилактических мер
10. Использование резервов
11. Повышение технологичности
12. Преобразование по аналогии
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам для обсуждения:
- Что будет для нас в рамках задачи «СШГЭС» формой? Структурой? Система организации АСР?
- Что значит, в рамках нашей задачи, преобразование пространства и времени? Перенос АСР во времени и пространстве? Это возможно? Перенос места дислокации контингента МЧС России? Изменение дислокации пострадавших?
- Что значит, в рамках нашей задачи, преобразование движения и силы? Можно ли изменить скорость ведения АСР? Что принесет нам привлечение дополнительного оборудования и специалистов?
- Что значит, в рамках нашей задачи, преобразование материала и вещества? Возможности воздействия на вещества, с которыми работали спасатели при ликвидации аварии?
- Приемы дифференциации. Как мы можем разделить спасателей и пострадавших?
- Могут ли нам помочь количественные изменения контингента МЧС России?
- Какие профилактические меры, какие резервы мы могли бы использовать для решения задачи?
- Как может повлиять повышение технологичности АСР на решение стоящей перед нами задачи?
- Известны ли нам случаи, когда действия профессионального контингента, при ликвидации ЧС, не вызывали повышения социального напряжения у населения и психического напряжения у специалистов МЧС России? Что было ключевым в этой ситуации? Можем ли мы использовать этот опыт для решения нынешней ситуации?