Интенсивная работа в ЧС или, наоборот, ситуация ожидания во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями. В результате такого взаимодействия может снизиться качество выполняемой работы.
Конфликтное взаимодействие может возникнуть:
– при навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;
– когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом. Например, в ЧС, когда проведение аварийно - спасательных работ должно быть максимально эффективным и быстрым, конфликт между специалистами может резко снизить эффективность этой работы в связи с тем, что они концентрируют свое внимание не на проведении аварийно – спасательных работ, а на возникшем конфликте;
– в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом. Например, вы пришли на экзамен, к которому подготовились не достаточно хорошо. Выдаётся возможность выйти из аудитории, где вас ждёт знакомый с готовым решением. В это же время другой студент также решает воспользоваться удачным случаем и списать. В результате, у вас на руках решение и всего лишь одна ручка на двоих. Время на списывание весьма ограничено. Как вы будете выходить из ситуации, кому достанется ручка?
|
|
Рекомендации по ведению: Здесь целесообразно провести опрос, обращаясь к личному опыту участников. Примерные вопросы для обсуждения:
- Вспомните случаи, когда на Вас/Вы навешивали «ярлыки»? Каково Вам было в этом состоянии?
- Менялось ли после этого Ваше поведение, как?
- Изменялась ли форма общения с тем, кто навесил на Вас «ярлык»?
- Как Вы выходили из этой ситуации?
- Как можно было бы из неё выйти?
- Случались ли в Вашей профессиональной деятельности ситуации, когда в результате конфликта между коллегами эффективность их работы снижалась настолько, что необходимый результат достигался очень долго?
Таким образом, можно отметить, что навешивание «ярлыков», концентрация оппонентов не на самом результате, а на отношениях друг с другом, соперничество за обладание ограниченным ресурсом приводят к неконструктивному взаимодействию, а иногда и к конфликту.
Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.
Основные принципы бесконфликтного общения:
1. Не навешивать «ярлыки» на других.
2. Не позволять навешивать ярлыки на себя.
3. Ориентироваться на результат, а не на отношения.