(на темном фоне – субъективный уровень, на светлом – объективный)
Потребности стороны А | Опасения стороны А |
Индивидуально-психологические особенности стороны А Актуальное психическое состояние стороны А Позиция стороны А | |
Второстепенные участники А Сторона А конфликтогенные факторы Предмет конфликта конфликтогенные факторы Сторона Б Второстепенные участники Б | |
Позиция стороны Б Актуальное психическое состояние стороны Б Индивидуально-психологические особенности стороны Б | |
Потребности стороны Б | Опасения стороны Б |
Рекомендации по ведению: На данном этапе обучающимся предоставляется раздаточный материал (см. Приложение 2).
Просматривая видеофрагмент «Конфликт», обучающимся необходимо заполнить карту конфликта.
Примерные вопросы:
- Ориентируясь на заполненную карту конфликта, опишите субъективный и объективный уровни конфликта.
- Помогает ли «карта конфликта» понять лучше суть конфликта? Почему?
Представьте, что Вы режиссер этого видеофрагмента.
- Как бы развивались события, если бы конфликт завершился разрешением противоречия, являющего основой конфликта?
- Как бы развивались события, если бы конфликт завершился урегулированием? Затуханием? Устранением конфликта? Перерастанием в другой конфликт?
Рекомендации по ведению: При проведении занятия можно использовать справочный материал:
К основным формам завершения конфликта относятся:
1. разрешение противоречия, составляющего основу конфликта;
2. урегулирование;
3. затухание;
4. перерастание в другой конфликт;
5. устранение конфликта.
Возможность завершить конфликт разрешением противоречия, составляющего основу конфликта, представляется не во всех конфликтных ситуациях. Анализ причин конфликта позволяет понять, можно ли реализовать такое завершение конфликта, в основе которого лежит устранение или блокирование объективных, социально-психологических и субъективных причин конфликта.
К объективным причинам конфликтов можно отнести:
1. естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
2. слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
3. недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
4. устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.
К социально-психологическим причинам конфликтов относятся:
1. потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
2. разбалансированное ролевое взаимодействие людей;
3. разные критерии оценки результатов деятельности и событий;
4. внутригрупповой фаворитизм;
5. атмосфера соревнования и конкуренции;
К личностным причинам конфликтов можно отнести:
1. высокая конфликтность;
2. неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;
3. уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;
4. субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.
Рекомендации по ведению: Далее участникам предлагается разделить страницу тетради на четыре столбца: конфликт, объективные, социально-психологические и личностные причины.
Приведите пример межгосударственного конфликта. Опишите причины конфликта, как Вы их понимаете, занесите их в соответствующие столбцы. Сделайте тоже для межэтнических, межгрупповых, межличностных конфликтов.
Затем проводится обсуждение. Примерные вопросы:
- Какие причины могут быть у межличностных конфликтов?
- Какие причины могут быть у межгрупповых, межэтнических, межгосударственных конфликтов?
- Какие причины и для каких конфликтов могут быть устранены или блокированы?
- Что для этого необходимо?
- Зависит ли форма разрешения конфликта от стратегий поведения оппонентов? Каким образом?
Безусловно, форма разрешения конфликта зависит от стратегий поведения обеих конфликтующих сторон.