Карта конфликта

(на темном фоне – субъективный уровень, на светлом – объективный)

Потребности стороны А Опасения стороны А
Индивидуально-психологические особенности стороны А Актуальное психическое состояние стороны А Позиция стороны А
Второстепенные участники А Сторона А конфликтогенные факторы Предмет конфликта конфликтогенные факторы Сторона Б Второстепенные участники Б
Позиция стороны Б Актуальное психическое состояние стороны Б Индивидуально-психологические особенности стороны Б
Потребности стороны Б Опасения стороны Б

Рекомендации по ведению: На данном этапе обучающимся предоставляется раздаточный материал (см. Приложение 2).

Просматривая видеофрагмент «Конфликт», обучающимся необходимо заполнить карту конфликта.

Примерные вопросы:

- Ориентируясь на заполненную карту конфликта, опишите субъективный и объективный уровни конфликта.

- Помогает ли «карта конфликта» понять лучше суть конфликта? Почему?

Представьте, что Вы режиссер этого видеофрагмента.

- Как бы развивались события, если бы конфликт завершился разрешением противоречия, являющего основой конфликта?

- Как бы развивались события, если бы конфликт завершился урегулированием? Затуханием? Устранением конфликта? Перерастанием в другой конфликт?

Рекомендации по ведению: При проведении занятия можно использовать справочный материал:

К основным формам завершения конфликта относятся:

1. разрешение противоречия, составляющего основу конфликта;

2. урегулирование;

3. затухание;

4. перерастание в другой конфликт;

5. устранение конфликта.

Возможность завершить конфликт разрешением противоречия, составляющего основу конфликта, представляется не во всех конфликтных ситуациях. Анализ причин конфликта позволяет понять, можно ли реализовать такое завершение конфликта, в основе которого лежит устранение или блокирование объективных, социально-психологических и субъективных причин конфликта.

К объективным причинам конфликтов можно отнести:

1. естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

2. слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

3. недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4. устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

К социально-психологическим причинам конфликтов относятся:

1. потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

2. разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

3. разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

4. внутригрупповой фаворитизм;

5. атмосфера соревнования и конкуренции;

К личностным причинам конфликтов можно отнести:

1. высокая конфликтность;

2. неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

3. уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

4. субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

Рекомендации по ведению: Далее участникам предлагается разделить страницу тетради на четыре столбца: конфликт, объективные, социально-психологические и личностные причины.

Приведите пример межгосударственного конфликта. Опишите причины конфликта, как Вы их понимаете, занесите их в соответствующие столбцы. Сделайте тоже для межэтнических, межгрупповых, межличностных конфликтов.

Затем проводится обсуждение. Примерные вопросы:

- Какие причины могут быть у межличностных конфликтов?

- Какие причины могут быть у межгрупповых, межэтнических, межгосударственных конфликтов?

- Какие причины и для каких конфликтов могут быть устранены или блокированы?

- Что для этого необходимо?

- Зависит ли форма разрешения конфликта от стратегий поведения оппонентов? Каким образом?

Безусловно, форма разрешения конфликта зависит от стратегий поведения обеих конфликтующих сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: