double arrow

Дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды

Ранее уже упоминалось о том, что комплексное воздействие стрессогенных факторов, объективных, связанных с особенностями ЧС, и социально-психологических, характеризующих особенности подразделения спасателей и характер управления подразделением, может вызывать развитие психической дезадаптации у спасателей. Психическая дезадаптация в экстремальных условиях проявляется в нарушении восприятия пространства и времени, нарушениях памяти, внимания, мышления, в проявлении необычных психических состояний и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Безусловно, подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности (диапазон проявлений может быть весьма широким: от увеличения количества ошибочных действий, повышения конфликтности, уменьшения скорости действий до невозможности продолжать работу).

Возникновение психической дезадатации сопровождается дезадаптивными психическими состояниями. Собственно психическое состояние определяется как самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

К психическим состояниям относятся про­явления чувств, настроения (эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточен­ность, рассеянность), воли (реши­тельность, растерянность, собран­ность), мышления (сомнения), во­ображения (мечты) и т. д.

Психические состояния занимают промежуточное место между динамично изменяющимися психическими процессами (к ним относятся ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение) и устойчивыми психическими свойствами личности (такими, как: характер, темперамент, способности, интересы и т.д.).

Как уже упоминалось, психические состояния оказывают влияние на протекание психических процессов: на память, внимание, восприятие, ощущение, мышление, речь и воображение. В тоже время часто возникающие психические состояния могут закрепиться в чертах личности.

Рекомендации по ведению: Далее можно привести пример. Успешный студент одного из ВУЗов страны, кандидат в мастера спорта по скалолазанию, стал испытывать интенсивное чувство тревоги, сопровождающееся увеличением частоты сердечных сокращений, повышенным потоотделением, каждый раз, когда пользовался общественным транспортом. Кроме того, в такие моменты молодой человек становился раздражительным и рассеянным: мог забыть вещи в транспорте. Возникать такие состояния стали после того, как сестра молодого человека попала в ДТП с участием маршрутного такси. Через несколько месяцев подобное состояние стало возникать не только в транспорте, но и на экзаменах во время сессии и на тренировках. В характере молодого человека появились такие черты как тревожность, рассеянность и конфликтность.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнение упражнения. Преподаватель разделяет учебную доску на 3 части и обозначает их: 1. психические процессы с выделением подразделов: память, внимание и т.д.; 2. психические состояния; 3. психические свойства личности.

После, используя приведенный пример, обучающиеся определяют характеристики психического состояния молодого человека (например: тревога, рассеянность, раздраженность и т.д.). Преподаватель записывает их в колонку «психические состояния». Затем обучающиеся указывают, на какие именно психические процессы оказывает влияние уже описанное психическое состояние, преподаватель отмечает ответы на доске. Затем обучающиеся называют психические свойства личности, в которых закрепилось описываемое психическое состояние (например: забывчивость, тревожность, раздражительность, конфликтность и т.п.), преподаватель отмечает на доске в соответствующем разделе.

Вопросы для обсуждения:

- Психическое состояние молодого человека из обсуждаемого примера можно отнести к благоприятным или дезадаптивным? Почему?

- Можете ли Вы привести примеры психических состояний, позитивно влияющих на психические процессы? Если подобные состояния закрепляются в психических свойствах, то какие это свойства?

- Что может способствовать такому закреплению?

- Приведите примеры дезадаптивных психических состояний (преподавателю необходимо отлеживать, чтобы примеры относились к психическим состояниям, а не к процессам или свойствам).

- Какие психические состояния мы называем благоприятными, а какие дезадаптивными? Почему?

Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека над своим состоянием, состояние, кото­рое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека. Многим людям приходилось испытывать состояние непреодолимой усталости, неконтролируемой тревоги, необоснованной веселости, непредсказуемой агрессивности и т.д. Уровень нарушения самокон­троля состояния находит отражение в степени дезадаптивности поведения, т.е. чем меньше состояние контролируется человеком, тем глубже психическая дезадаптация.

Важным фактором, определяющим возможность возникновения и тяжесть психической дезадаптации, является та значимость, важность конкретной ситуации «для себя», которая приписывается конкретным человеком. Влияние значимости ситуации на эффективность деятельности человека неоднозначно. Существует оптимальное соотношение значимости и эффективности деятельности. При отклонении от оптимума: снижении или повышении значимости ситуации, эффективность деятельности снижается. Этот закон носит универсальный характер и называется законом Йеркса-Додсона.

Рис 1. Закон Йеркса-Додсона

Дезадаптивные психические состояния возникают при очень высокой значимости ситуации для человека. Подобные состояния часто проявляются на экзаменах, на собеседованиях при приеме на работу, докладах в присутствии руководителей высокого уровня, ответственных соревнованиях и т.д.: «Знаю, что знаю, но не могу вспомнить».

В психологии хорошо известны практические приемы профилактики и регуляции неблагоприятных психических состояний, чему посвящены такие темы как «Методы и приемы саморегуляции». В рамках этой темы хотелось только отметить три основных механизма саморегуляции в личностно значимых для человека ситуациях.

Первый механизм связан с включением волевой регуляции, когда качество деятельности поддерживается на необходимом уровне за счет возросших усилий и физиологической активности. Однако использование этого механизма может привести к истощению ресурсов организма.

Второй механизм включает когнитивная переоцен­ка по принципу «Не очень-то и нужно». Стабильность психического состояния обеспечи­вается за счет снижения эффективности деятельности.

Третий механизм - косвенный когнитивный контроль предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов. Этот механизм позволяет сохранить эффективность деятельности без перенапряжения ресурсов организма. Примером реализации третьего механизма может быть улучшение системы организации труда, планирования деятельности и т.д. Но условия профессиональной деятельности не всегда позволяют использовать этот механизм.

Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам для обсуждения. Примерные вопросы:

- Какие состояния могут наиболее часто возникать у спасателей в профессиональной деятельности?

- Могут ли психические состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности спасателей, закрепляясь в свойствах личности, изменять характер, способности, интересы отдельного спасателя?

- Эти изменения носят всегда негативный или всегда позитивный характер?

Преподаватель может выделить из названных 1 благоприятное состояние (например: собранность, решительность) и 1 дезадаптивное (например: утомление) и, задавая вопросы группе о влиянии выделенного состояния на процессы и закреплении в свойствах, заполнить уже имеющуюся таблицу.

Рекомендации по ведению: При проведении занятия можно использовать справочный материал:

В ситуации ожидания вызова на дежурстве может возникнуть такое состояние как утомление, отражающееся в снижении эффективности качества выполнения профессиональных задач: отрицательно влияет на эффективность творческого мышления, продуктивность мыслительного процесса. При утомлении могут развиваться следующие симптомы:

- неадекватные изменения кровообращения (повышение или понижение кровяного давления);

- изменение частоты и глубины дыхания;

- изменение температуры тела (повышение или понижение);

- истощение (внезапное ощущение неспособности делать что-либо, боль в мышцах);

- отчаяние (внезапное осознание невозможности больше справляться с собственными чувствами, упадок сил).

- уменьшение объема, концентрации внимания;

- замедленное протекание мыслительных процессов;

- ошибки памяти (воспроизведения).

Таким образом, в профессиональной деятельности спасателей могут возникнуть как благоприятные, так и дезадаптивные психические состояния, которые могут развиваться в период несения дежурств и во время ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций и значительно снижать эффективность решения профессиональных задач.

Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется задать несколько вопросов участникам, опираясь на их личный и профессиональный опыт:

- Могут ли влиять дезадаптивные психические состояния на характер взаимодействия с окружающими? Каким образом? Приведите примеры?

- Как влияет на эффективность Вашей работы раздраженность, агрессивность партнера по работе?

- Влияет ли его состояние на эффективность совместной деятельности? Как?

- Часто ли возникают конфликты с коллегами, находящимися в таком состоянии?

- Всегда ли можно избежать конфликтов в ситуации совместной работы, если один из коллег раздражен, агрессивен, растерян, т.е. находится в дезадаптивном психическом состоянии?

Безусловно, дезадаптивные психические состояния являются одним из факторов, повышающих вероятность возникновения социальных конфликтов. Спасатели всегда работают в очень тесной связи друг с другом, часто - во взаимодействии с представителями других ведомств и весьма часто вступают в общение с пострадавшими. В условиях ЧС межличностные контакты отличаются значительной эмоциональной насыщенностью и напряженностью, что может способствовать возникновению конфликтов, неконструктивное развитие которых приводит к снижению эффективности деятельности. Участие в конфликте оказывает, как правило, негативное влияние на психическое состояние всех его участников, способствуя возникновению или усугублению дезадаптивных психических состояний. Не всегда можно избежать конфликтной ситуации, однако, можно постараться конструктивно разрешить конфликт или минимизировать негативные последствия конфликта.

Необходимо отметить, что выделяют несколько видов конфликтов: с участием человека и без участия человека. Конфликты с участием человека подразделяются на внутриличностные и социальные: межличностные, межгрупповые. В рамках этой темы мы будем иметь в виду социальный конфликт и частный его случай – межличностный конфликт. Классификация конфликтов может быть проведена еще по нескольким основаниям: длительность течения, содержание, сила воздействия на участников, форма проявления, источник возникновения, последствия и др.

Прежде всего, необходимо определить, что такое социальный конфликт и каковы его функции. Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ развития значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта и сопровождающимися выраженными негативными эмоциями и чувствами.

Необходимо отметить, что если участники конфликта не испытывают негативных эмоций, или испытывают, но не противодействуют, – это предконфликтная ситуация.

Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам для обсуждения. Примерные вопросы:

- Приведите примеры социальных конфликтов. Какие эмоции испытывали друг к другу участники конфликта? В какой форме они оказывали друг другу противодействие?

- Приведите примеры предконфликтных ситуаций. Почему приведенные примеры Вы отнесли к предкнофлиткной ситуации?

- Всегда ли последствия конфликтов можно оценивать как негативные? Приведите примеры позитивных последствий конфликтов.

Влияние конфликта охватывает несколько сфер: сферу психического и, как следствие, физического здоровья участников; взаимоотношения оппонентов; качество индивидуальной деятельности; социально-психологический климат группы; качество совместной деятельности.

Последствия конфликтов могут быть как конструктивными, так и деструктивными. К деструктивным последствиям конфликтов относятся:

- затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;

- усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;

- противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;

- проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;

- уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;

- снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

Конструктивные последствия конфликта могут выражаться в:

- поиске и выработке взаимоприемлемых решений;

- снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;

- эмоциональной разрядке;

- психологическом обновлении отношений;

- возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

Рекомендации по ведению: На данном этаперекомендуется задать несколько вопросов участникам для обсуждения. Примерные вопросы:

- Приведите примеры конфликтных ситуаций с деструктивными последствиями. По каким признакам Вы определили деструктивные последствия?

- Приведите примеры конфликтных ситуаций с конструктивными последствиями. По каким признакам Вы определили конструктивные последствия?

- Какие факторы способствовали выходу на конструктивные последствия конфликта?

Для того чтобы последствия конфликта носили конструктивный характер, необходимо, чтобы стороны конфликта нашли возможность и ресурсы для эффективного общения друг с другом. Это означает, что участникам конфликта необходимо умение и желание увидеть конфликтную ситуацию со стороны оппонента, анализировать конфликтные ситуации, искать взаимоприемлемые решения, использовать приемы конструктивного общения, регулировать собственное психическое состояние.

Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 1).

Рекомендации по ведению: Обсуждение. Примерные вопросы:

- Что Вы поняли о ситуации из диалога участников?

- Как Вы оцениваете состояние участников в процессе общения? Изменялось ли их состояние в процессе взаимодействия? Как?

- Какие цели преследовали участники общения? (После ответов преподаватель просит зачитать цели, написанные в карточках)

- Можно ли эту ситуацию назвать конфликтной? Почему? (Если участники продемонстрировали конфликтное взаимодействие, то в чем заключалось противодействие сторон, как выражались негативные эмоции?)

- Какие факторы повлияли на такое развитие ситуации?

Для того чтобы понять каковы причины, возможные последствия, конфликтогенные факторы конфликта, необходимо рассмотреть объективный и субъективный уровни. К объективному уровню конфликта относятся:

- предмет конфликта, то есть то, из-за чего возникает конфликт;

- основные участники конфликта;

- второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживает основных участников конфликта;

- факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;

- факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

Рекомендации по ведению: На данном этаперекомендуется задать несколько вопросов участникам для обсуждения. Примерные вопросы:

- Представим себе, что приведенная в примере ситуация переросла в конфликтную. Кто в этом случае является основными участниками конфликта?

- Есть ли второстепенные участники конфликта? Если да, то кто?

- Какие факторы среды непосредственно влияют на конфликт?

- Какие факторы среды опосредовано влияют на конфликт?

- Что является предметом конфликта?

Конечно, анализ объективного уровня конфликта не позволяет восстановить целостную картину. Необходимым является рассмотрение субъективного уровня конфликта. Совершенно очевидно, что у каждой из конфликтующих сторон есть свое представление о конфликте в целом и о других участниках конфликта. Поскольку конфликт всегда сопровождается негативными эмоциями и активным противодействием, то образ конфликтной ситуации у сторон всегда отличается предвзятостью, приписыванием положительных качеств себе, а отрицательных – оппоненту.

Важным аспектом субъективного уровня конфликта являются потребности сторон, то есть то, что действительно необходимо оппонентам, и опасения сторон. При определении потребностей и опасений сложность составляет то, что они не всегда осознаются участниками конфликта. Также при анализе субъективного уровня конфликта важно учитывать позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе, то есть требования и претензии к другой стороне.

Конечно, имеет значение, в каком психическом состоянии были оппоненты во время конфликтного взаимодействия. Так же важным фактором являются динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников, например, насколько быстро оппоненты могут изменить стереотип восприятия и общения, как долго они могут выдерживать значительное нервно-психическое напряжение в конфликтном взаимодействии и т.д.

Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется задать несколько вопросов участникам для обсуждения. Примерные вопросы:

- Возвращаясь к ситуации со спасателем. Вопрос к тому обучающемуся, кто играл роль руководителя: какой образ конфликтной ситуации был у Вас?

- А какой образ конфликтной ситуации был у спасателя?

- В чем схожесть и различия в образах конфликтной ситуации спасателя и руководителя?

- Каковы потребности каждой из сторон? Каковы опасения?

- Каковы позиции сторон в конфликте?

- Каковы особенности актуального состояния участников конфликта и их индивидуально-психологические особенности?

Таким образом, к субъективному уровню конфликта относятся:

- образ конфликтной ситуации каждой из сторон;

- потребности сторон;

- опасения сторон;

- позиции сторон;

- актуальное психическое состояния участников конфликта;

- динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников;

Для удобства анализа конфликтных ситуаций можно воспользоваться «картой конфликта», которая включает как субъективный, так и объективный уровни конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: