double arrow

МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи»



Данный стандарт освещает практику учета помощи бизнесу со стороны правительственных органов. Как отмечается в стандарте, правительственная помощь может принимать разные формы, различающиеся как по существу, так и по условиям ее оказания. Цель помощи может заключаться в том, чтобы побудить компанию предпринять действия, неосуществимые в обычных условиях без такой помощи.

Правительственная помощь должна найти отражение в финансовой отчетности компании-получателя. Во-первых, если финансовые ресурсы передаются компании, то должны быть найдены соответствующие методы учета этой операции. Во-вторых, желательно показать размеры такой помощи за отчетный период, чтобы можно было сопоставить финансовую отчетность компании с отчетностью за предыдущие периоды и отчетностью других компаний.

Данный стандарт определяет следующие основные аспекты учета правительственных субсидий и других форм правительственной помощи:

· Порядок учета;

· Раскрытие информации о размерах выгод признанных или полученных в каждом отчетном периоде;

· Раскрытие информации о других формах правительственной помощи.




МСФО 20 должен применяться для учета:

· Правительственных субсидий. Правительство передает компании ресурсы в обмен на соблюдение этой компанией в прошлом или будущем определенных условий, связанных с ее операционной деятельностью.

Выделяют 2 типа правительственных субсидий:

ü Субсидии относящиеся к активам: субсидии согласно условию предоставления которых, компания должна купить, построить или иным способом получить в собственность долгосрочные активы.

ü Субсидии, относящиеся к доходу: правительственные субсидии, не относящиеся к активам

· Правительственные помощи: действия правительства, направленные на предоставление компании специфических экономических выгод, за исключением выгод, полученных компанией косвенным путем посредством влияния на общие условия функционирования (например, улучшение инфраструктуры).

Правительственная помощь может предоставляться в денежной и неденежной формах.

Помощь в денежной форме – это выделение денежных средств компании-получателю или зачет (уменьшение) задолженности перед правительственными органами.

Помощь в неденежной форме – это различные материальные ценности, включая земельные участки, полученные компанией от правительства. Такая помощь обычно оценивается по справедливой цене.



Правительственная помощь может выражаться не только в выделении средств, но и в оказании консультированных услуг, предоставлении гарантий, беспроцентных займов, а также в государственных закупках продукции компании.

Существует 2 общих подхода к учету государственной помощи:

С позиции капитала: субсидия кредитуется непосредственно на счет капитала, так как она не заработана.

С позиции дохода: субсидия признается в качестве дохода одного или более периодов, так как она не является взносом акционеров и должна соотноситься с затратами, которые должна компенсировать.

Согласно МСФО 20 правительственные субсидии включая неденежные субсидии, учитываемые по справедливой стоимости должны признаваться только в тех случаях, когда есть обоснованная уверенность в том, что:

· Компания будет выполнять условия, связанные с субсидиями;

· Субсидии будут получены.

Правительственную помощь следует признавать в качестве дохода соответствующего периода с тем, чтобы ее можно было сопоставить с понесенными затратами, для компенсации которых она предназначена. Однако такую помощь нельзя прямо отнести на проценты, получаемые акционерами. Помощь обычно не предоставляется, если нет фактических расходов, однако при определенных обстоятельствах она может быть выделена заранее.

Возмещение получателями правительственной помощи, относящейся к доходам, в учете отражается как погашение отсроченных кредитов под получаемую помощь. Если же сумма платежа превышает сумму кредитов, то сумма превышения должна рассматриваться как затраты. Если нет отсроченных кредитов, то на затраты относят всю сумму платежа.

Возмещение государственной помощи, относящейся к активам, списывают на их текущую оценку или на уменьшение отложенных доходов.

В отчетности должны быть раскрыты учетная политика в отношении государственной помощи и субсидий их характер и размеры, другие формы правительственной помощи, случаи невыполнения условий и непредвиденные события.



Сейчас читают про: