В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.
Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект [5].
Данное определение применяется при оценке налоговой нагрузки на конкретный инвестиционный проект и имеет ряд недостатков. Первый заключается в том, что при оценке используется лишь количественное значение, абсолютная величина, без учета соотношений с иными показателями финансово-хозяйственной деятельности. Второй недостаток связан с тем, что из расчета исключены отчисления в Пенсионный фонд РФ, хотя на данный момент они составляют существенную долю в расходах предприятия и являются самым большим платежом, начисляемым из фонда оплаты труда.
|
|
Таким образом, данное определение для его полноценного применения нуждается в некотором уточнении и корректировке.
Более полное интегральное определение появилось в специальной литературе чуть позднее. В нем под налоговой нагрузкой понимается обобщенная количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков [11]. Зачастую с налоговой нагрузкой отождествляется налоговое бремя. Данный термин характеризует влияние налоговой системы с несколько иной стороны.
Налоговое бремя (налоговая нагрузка):
1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа:
а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог с владельцев транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей;
|
|
б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо;
2) в широком смысле слова - бремя, налагаемое любым платежом.
В результате можно определить две основные характеристики налоговой нагрузки [9]:
1. Количественная сторона, выражающаяся в величине денежных средств, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды за определённый период.
2. Качественная сторона, показывающая соотношение между обязательными платежами и результатами финансово-хозяйственной деятельности организации, а также её имущественным состоянием.
Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.
Определение уровня налоговой нагрузки является достаточно важной задачей. В ходе своей деятельности определяет для себя ряд показателей, которые считает наиболее оптимальными с учётом особенностей своей деятельности и иных факторов, и использует их для определения уровня налоговой нагрузки. Полученные данные организация изучает в течении нескольких периодов и не просто принимает к сведению, а решает для себя вопрос о необходимости осуществления мер по налоговой оптимизации.