Современные бухгалтерские информационные системы

Увеличение трудоемкости учетных процедур, невозможность многих хозяйственных субъектов содержать большой штат бухгалтеров и доступность цен на персональные компьютеры обусловили спрос на бухгалтерские информационные системы. Предлагаемые в настоящее время на российском рынке информационные системы бухгалтерского учета весьма разнообразны по охвату реализуемых функций, принципам построения, составу дополнительных услуг, техническому и методическому сопровождению, отраслевой ориентации. В отличие от мемориально-ордерной или журнально-ордерной для автоматизированных форм ведения учета практически не существует никаких стандартов и нормативов. Поэтому многочисленные программные решения во многом не похожи друг на друга как по представлению исходных данных и выходных форм, так и по принципам использования, способам настройки и привязки бухгалтерских систем к учетной политике конкретных предприятий. При рассмотрении современных бухгалтерских информационных систем целесообразно акцентировать внимание на особенностях реализации в них следующих способов: ввода, хранения и первичной обработки исходных учетных данных (книга учета хозяйственных операций и порядок ав­томатизированной обработки первичных документов), получения и представления результатной информации, обеспечения цикличности учетных процедур (модель учетного периода), настройки программ на особенности организации учета конкретного хозяйственного субъекта.

Разделяют бухгалтерские информационные системы по следующим классификационным признакам.

По характеру решаемых на предприятии задач и его деятельности обычно рассматривают бухгалтерские информационные системы, ориентированные на промышленные, торговые, транспортные, строительные и другие предприятия.

По уровням управления системы бывают ориентированы на об­щегосударственные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные и внутриорганизационные уровни.

По видам собственности выделяют государственные, муниципальные, акционерные, кооперативные, частные и другие системы. В зависимости от вида собственности и уровней управлений система учета может иметь существенные различия. Одни предприятия и организации обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность вышестоящим структурам, а другие ежемесячно осуществляют формирование Главной книги на основе объединения Главных книг своих филиалов.

В зависимости от размеров хозяйственного субъекта (численность кадров и мощность фондов) выделяют информационные системы бухгалтерского учета для малых, средних· и крупных предприятий.

На особенности организации бухгалтерских информационных систем влияет также территориальное расположение хозяйственного субъекта в Российской Федерации, так как виды и ставки налогов в разных регионах могут существенно отличаться. Кроме того, регионы имеют определенную сложившуюся специфику. Например, при оплате труда существуют выплаты районных и северных надбавок.

По характеристике заказчика выделяют бухгалтерские информационные системы, ориентированные на высший, средний и оперативный уровни управления (АРМ бухгалтера для ведения участка производственного учета и АРМ главного бухгалтера).

Иногда, в качестве классификационных признаков могут рассматриваться количество используемой в финансово-бухгалтерском подразделении.

1 Требования к ведению учета в бюджетных организациях отличаются от учетной политики предприятий других форм собственности.

2 Головное предприятие или филиал, имеющий счета в банках, отдельно осуществляющий ведение Главной книги и баланса, самостоятельно производящий оплату труда сотрудникам.

Классификация бухгалтерских информационных систем по типу пользовательского интерфейса позволяет говорить о системном и прикладном интерфейсах. И если последний связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий, то первый - это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой.

Анализ используемых бухгалтерских информационных систем позволяет привести их классификацию по основным функциям:

1. Для финансового (синтетического) учета и формирования бухгалтерской отчетности в малых предприятиях.

2. Для финансового и управленческого учета в малых предприятиях.

3. Для сводного и производственного учета (основных средств, материальных ценностей, расчетов по оплате труда и т.д.) в крупных и средних предприятиях.

Инструментальные компьютерные системы распространенный класс бухгалтерских программ, где в основном реализованы инструментальные средства, предназначенные для создания и модификации компонентов системы. Такие программные продукты можно рассматривать как «оболочку», предназначенную для наполнения объектами типовых конфигурации. Примерами служит: все разновидности 1С: Бухгалтерия, «Финансы без проблем», «Инфо-бухгалтер», Турбо-бухгалтер».

Интегрированные системы бухгалтерского учет для малых предприятий обеспечивают ведение всех основных учетных функций и разделов, реализованных обычно в рамках единого автоматизированного рабочего места.

В интегрированных системах разработчики пытаются достичь полноты реализации учетных функций не за счет разбиения учета на отдельные участки, а путем усложнения и специализации процедур обработки проводок, в которые, как правило, включается различная дополнительная информация, необходимая для отражения специфики количественно-суммового и инвентарного учета. Вводится как бы единая модель бухгалтерского учета, развивающая и дополняющая принцип двойной записи.

Типичными представителями программ данного класса являются разработки фирм «Парус», «БЭСТ2+», «Инфин», «Интегратор» и др.

Комплексная информационная система бухгалтерского учета – это набор функциональных АРМ, работающих на централизованно хранимой базе данных. Отличаются системностью реализуемых функций бухгалтерского учета. Они имеют: единый план счетов; единую учетную политику; общесистемную нормативно-справочную информацию (классификаторы, типовые формы документов, справочники аналитического учета); синхронизацию учетных периодов для различных АРМ; регламент взаимодействия АРМ друг с другом [13].

Такие системы, как правило имеют отраслевую ориентацию. Представители – «Интелект-сервис», «Компас», «Ай-Ти», «Галактика» и др.

Бухгалтерские системы в составе корпоративных интегрированных систем (КИС) - это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве. КИС призваны объединить стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии.

Корпоративная информационная система - это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации [5].

Комплексная автоматизация бизнес процессов предприятия на базе современной аппаратной и программной поддержки может называться по-разному. В настоящее время наряду с названием Корпоративные информационные системы (КИС) употребляются, например, следующие названия:

1. Автоматизированные системы управления (АСУ);

2. Интегрированные системы управления (ИСУ);

3. Интегрированные информационные системы (ИИС);

4. Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Главная задача КИС- эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально- техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

В числе самых известных программных продуктов, реализующих концепцию ERP, следует назвать в первую очередь системы mySAP ERP, MySAP All-in-Oneи SAP BusinessOne компании SAP AG и Oracle E-Business Suite, JD Edwards и PeopleSoft Enterprise компании Oracle. На российском рынке в сегменте среднего и малого бизнеса (SMB) лидирует компания Microsoft с системами Microsoft Dynamics AX (Axapta) и NAV (Navision).

В числе других решений можно отметить системы infor:COM, MAX+, SSA ERP LN (Baan) и SyteLine от фирмы Infor.

Существуют также менее универсальные решения, делающие ставку на расширение функциональности с конкретной отраслевой спецификой. Пример — система IFS Applications компании IFS с расширенной функциональностью для производства и ремонтов.

Ряд российских программных систем также реализуют в той или иной мере функциональность вышеперечисленных ERP. Так, систему «1С:Управление производственным предприятием 8.0» некоторые считают полнофункциональной ERP-системой. Еще примеры российских ERP системы Фрегат – Корпорация, АВА Системы.

Правовые и информационно-справочные систем ы –специальные системы правовых и нормативных документов, бухгалтерских понятий. Например, поисковая система «Гарант», «Кодекс», Консультант-Плюс», которые являются лидерами на рынке справочных систем.

Западные информационные системы бухгалтерского учета не получили широкого распространения в России поскольку слишком сложны и объемны, имеют высокую стоимость (десятки и даже сотни тысяч долларов) и длительный срок внедрения (год и более), требуют больших затрат на обучение и сопровождение, вызывают трудности с адаптацией к условиям существующей учетной практики.

Из программ зарубежного производства стоит отметить Microsoft Dynamics NAV (Navision). Современные версии данных программ интегрируют в себя модули для автоматизации учета и управления в различных отраслях деятельности, что позволяет формально отнести их к классу ERP.

Бесспорным лидером среди разработчиков является фирма «1С: Предприятие». Российская фирма «1С» владеет значительным сегментом рынка - порядка 40-50-ти процентов; для программного продукта «Анжелика» этот показатель равен 19-21%; третью и четвертую позицию занимают программы «Галактика» (15%) и «БЭСТ» (9%) соответственно; многие предприятия до сих пор пользуются программами, которые разрабатывались под заказ, еще до появления специализированных фирменных разработок, а также собственными разработками на основе популярного табличного редактора Excel.

Уровень подготовки специалистов-бухгалтеров постоянно растет, потребности развивающихся предприятий не уменьшаются, техническое обеспечение становится более совершенным и доступным. Все это говорит о том, что переход на автоматизированную форму работы закономерная тенденция нашего времени.

В состав 1С: «Предприятие» входит модуль “1С: Бухгалтерия” - универсальная бухгалтерская программа, являющаяся самой распространенной (по данным “Финансовой газеты”, газеты “Софт-Маркет” и др.) бухгалтерской программой в России. “1С: Бухгалтерия” может быть настроена самим бухгалтером на особенности бухгалтерского учета на своем предприятии, на любые изменения законодательства и форм отчетности. Один раз освоив универсальные возможности программы, бухгалтер сможет автоматизировать различные разделы учета: кассу, банк, материалы, товары, основные средства, расчеты с организациями, зарплату и т. д. “1С: Бухгалтерия ”успешно используется на малых предприятиях, в торговле, в бюджетных организациях, в СП, на заводах и т. д.

Основные особенности “1С: Бухгалтерия”:

- ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия

- возможности ведение количественного и многовалютного учета -получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и аналитическому учету

- полная настраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, систему проводок, настройки аналитического учета, формы первичных документов, формы отчетности;

- возможность автоматической печати выходных первичных документов. Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал хозяйственных операций. В программу следует вводить все проводки, отражающие хозяйственную деятельность предприятия. Программа рассчитана на хранение большого числа проводок–десятков и сотен тысяч, однако среди них всегда можно найти нужные по дате, счетам дебета и кредита, сумме или содержанию. Кроме этого можно ограничить “видимость” проводок за год, полгода, квартал и т. д. Программа позволяет вводить проводки следующими способами:

- при ручном вводе проводок в журнал указывается дата, корреспонденция счетов, сумма и содержание операции. Если по указанным счетам ведется аналитический учет, то программа потребует ввести признаки аналитического учета (субконто). Если по счетам проводки ведется количественный и/или валютный учет, то программа потребует ввести количество и/или сумму в валюте

- использование типовых операций позволит автоматизировать ввод стандартных или часто используемых операций.

На основании введенных проводок формируется отчетность и различные вспомогательные документы: оборотно – сальдовую ведомость, шахматку, анализ счета, обороты счета, и другие. Документы могут содержать сведения за месяц, квартал, год или любой другой период времени.

Таким образом, при выборе программного продукта для средней образовательной школы мы остановились на специально разработанным модулем является модель «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8», которая включает технологическую платформу «1С:Предприятие 8.2» и прикладное решение (конфигурацию) «Бухгалтерия государственного учреждения».

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда. Созданный программный продукт позволяет организовать:

1. Ведение учета казенных, бюджетных и автономных учреждений. Обеспечивает сопоставимость данных при переходе учреждения из одного типа в другой. Может также использоваться распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами, органами казначейства, государственными академиями наук в части исполнения сметы на свое содержание.

2. Централизованный учет. Предоставляет возможность ведения бухгалтерского учета как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе. При этом в единой информационной базе осуществляется ведение учета казенных учреждений – по Плану счетов бюджетного учета, бюджетных учреждений – по Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, автономных учреждений – по Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений. При ведении централизованного учета используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т. Д. Главная книга и баланс могут формироваться консолидировано для группы учреждений либо раздельно по учреждениям и структурным подразделениям.

3. Ведение обособленного учета по источникам финансового обеспечения в рамках одного учреждения в одной информационной базе с получением обособленной отчетности. При этом структура счетов по каждому источнику финансового обеспечения может быть разной. Например, используя этот механизм, можно вести обособленный учет операций по осуществлению бюджетным (автономным) учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в соответствии с Приказом Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» и формировать по ним бюджетную отчетность в соответствии с Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

4. Осуществлять работу с основными нормативными документами по бухгалтерскому учету.

5. Обеспечивать ведение учета:

- по действующей бюджетной классификации Российской Федерации или произвольной классификации;

- в разрезе видов финансового обеспечения деятельности;

- в разрезе операций сектора государственного управления (аналитических кодов поступления и выбытия);

- в разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);

- в разрезе источников финансового обеспечения (балансов).

Это позволяет в указанных разрезах группировать, подводить итоги и выстраивать иерархию представления информации в регистрах учета, стандартных и специализированных отчетах.

Типовая конфигурация обеспечивает высокий уровень автоматизации бухгалтерского учета:

- ввод и хранение информации в объеме, необходимом для оформления первичных учетных документов и формирования регистров бухгалтерского учета;

- ведение бухгалтерского документооборота с регистрацией операции на счетах Рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

- регистрация входящих первичных учетных документов;

- оформление исходящих первичных учетных документов (формирование в бумажном и/или электронном виде); хранение сформированных первичных документов в электронном виде в информационной базе;

- формирование регистров учета по учетным данным с получением твердых копий на бумажном носителе на типовых бланках;

- формирование регистров учета, стандартных и специализированных отчетов с различной группировкой и иерархией представления данных;

- формирование регламентированной бюджетной, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности [3].

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения» поддерживает единый методически выверенный взаимосвязанный технологический процесс ведения учета, который предусматривает получение всех необходимых первичных документов и регистров учета.

Документирование фактов финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений предусмотрено с помощью электронных документов, специализированных по разделам учета, с получением соответствующих типовых форм первичных документов или бухгалтерской справки ф. 0504833.

Первичные документы и бухгалтерские записи, настроенные в электронных документах, соответствуют федеральному законодательству по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях.

Программа позволяет автоматически выполнять регламентные операции, такие как начисление амортизации, переоценка валюты, закрытие счетов. Введенная информация автоматически обобщается, что позволяет формировать необходимую отчетность за любой период времени.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения» обеспечивает:

1. Регистрацию и учет полученных лимитов бюджетных обязательств, ассигнований, предельных объемов финансирования, далее – бюджетных данных.

2. Формирование Расходных расписаний ф. 0531722 (Приложение № 2 к Приказу Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н) бюджетополучателем для представления в Федеральное казначейство.

3. Отражение в учете сумм бюджетных данных, доведенных до распорядителя бюджетных средств (ГРБС), подлежащих дальнейшему распределению по подведомственным учреждениям.

4. Формирование Расходных расписаний ф. 0531722 для передачи в органы казначейства и формирования бухгалтерских записей по распределению бюджетных данных подведомственным получателям бюджетных средств, в том числе себе как получателю.

5. Регистрацию и учет сметных (плановых) назначений.

6. Формирование отчета «План финансово-хозяйственной деятельности» по форме, приведенной в Приложении к Порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 30.08.2010 № 422).

7. Формирование и экспорт Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016) в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

8. Регистрацию и учет принятых обязательств, в том числе автоматический ввод денежных обязательств в соответствии с заданными настройками автоматического ввода денежных обязательств из документов приобретения НФА и услуг.

9. Контроль принятия обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств, сметных (плановых) назначений, доведенных (утвержденных) по кодам классификации расходов соответствующего бюджета (ведомственной классификации), и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

10. Контроль непревышения кассовых расходов над доведенными лимитами бюджетных обязательств (ассигнованиями) и при необходимости предельными объемами финансирования расходов.

11. Контроль непревышения кассовых выплат по источникам финансирования дефицита бюджета над доведенными бюджетными ассигнованиями.

12. Контроль непревышения кассовых расходов над утвержденными сметными (плановыми) назначениями.

13. Перенос показателей по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированных в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее – показатели по санкционированию) на аналитические счета санкционирования расходов бюджета следующего года.

14. Учет полученных учреждением Разрешений на осуществление приносящей доход деятельности (ф. 0531735) и Дополнений к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности (ф. 0531736), формирование данных для передачи в Федеральное казначейство в электронном виде.

15. Составление сметы по приносящей доход деятельности, формирование информации о смете, об изменениях к смете для представления в Федеральное казначейство как в бумажном, так и в электронном виде (Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности, ф. 0531737).

Операции по санкционированию расходов отражаются в Журнале по санкционированию № 9 (ф. 0504071). Также по операциям санкционирования расходов можно получать регистры учета Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (ф. № 0504062), Журнал регистрации обязательств (ф. № 0504064), отчеты Сводные данные об исполнении бюджета ПБС, Сводные данные об исполнении плана ФХД.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поддерживает все схемы кассового обслуживания с открытием счетов:

- в учреждениях ЦБ РФ;

- в органах Федерального казначейства;

- в органах, созданных для кассового обслуживания исполнения бюджета исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования;

- в кредитных организациях.

В программе предусмотрены оформление, печать, выгрузка в электронном виде в актуальных

Учтены особенности наличного обращения при расчетах через органы Федерального казначейства, в том числе особенности осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджетов, неучастников бюджетного процесса и уполномоченных подразделений с использованием карт.

Дополнительной подсистемой является подсистема « Учет продуктов питания », которая позволяет вести перечни продуктов питания, полуфабрикатов и блюд из них, списки различных дневных меню для разных диетических столов, категорий довольствующихся и пр. Предусмотрены:

- ежедневная регистрация категорий довольствующихся и их количества по учреждению;

- составление ежедневных меню-требований;

- отражение поступления продуктов питания в разрезе поставщиков и оснований расчетов;

- списание продуктов питания по меню-требованиям, оформление возврата неиспользованных продуктов из производства.

Учет списания продуктов питания ведется по категориям довольствующихся, источникам и видам финансового обеспечения деятельности учреждения.

В программе автоматизированы операции начисления дебиторской задолженности по оказанным учреждением услугам по основной и предпринимательской деятельности, в том числе по предоставлению в аренду имущества, по расчетам с родителями за содержание детей в школе, по дополнительному образованию. Ведется учет выполненных учреждением работ (НИР, ОКР). Работы могут быть многоэтапными. Предусмотрено оформление Актов сдачи-приемки работ как по каждому этапу, так и по завершении работы в целом.

В программе ведется учет НДС как налогоплательщика, так и налогового агента. Поддерживаются операции по ставке 0 %, учет НДС со строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления хозяйственным способом, согласно НК РФ.

В комплект бухгалтерской отчетности включены все формы отчетности бюджетного учреждения

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» содержит средства для автоматической проверки текущего состояния бухгалтерского учета с целью выявления технических бухгалтерских ошибок, которые влекут ошибки формирования отчетности.

По результатам проверки формируется протокол ошибок, непосредственно на строках с выявленными ошибками которого можно перейти к ошибочной бухгалтерской записи и исправить ее.

Основные преимущества использования «1С:Бухгалтерия 8»:

1. Эргономичный интерфейс. Значительное ускорение массового ввода информации благодаря функции ввода по строке и эффективному использованию клавиатуры; удобные средства работы с большими динамическими списками: управление видимостью и порядком колонок, настройка отбора и сортировки, печать списков; максимальное использование доступного пространства экрана для отображения информации, механизм стилей оформления.

2. Развитые средства построения экономической и аналитической отчетности

3. Новые возможности анализа и поиска информации, высокая масштабируемость и производительность, современные подходы к интеграции, удобство администрирования системы.

Все это поднимает решения для государственных и муниципальных учреждений на новый уровень автоматизации.


Список используемой литературы

1. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям/ М. А. Вахрушина. - 6- е изд., испр. - Москва. - Омега - Л, 2007. - 570 с.

2. Бухгалтерский учет. Хрестоматия/ под ред. В. И. Видяпина. - Спб.: Питер, 2007. - 864 с.

3. Винокурова О.П. 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8. Функциональные возможности: Методические материалы. - Москва, 2011 г. - 362 с.

4. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. - Омега - Л; 2004. 432 с.

5. Гинзбург А. И. Экономический анализ. - 2- е изд. - Спб.: Питер, 2008. - 208 с.

6. Губчик Е. Автоматизация бухгалтерского учета: тенденции в развитии //Главный Бухгалтер №21- 2001.

7. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб. практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - 504 с.

8. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. - М.: Экономист, 2006. - 618 с.

9. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / Глинистый В. Д. и др.; отв. ред. А. С. Бакаев. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт.,2006 - 419 с.

10. Кондраков Н.П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 368 с.

11. Ларионов А. Д., Нечитайло А. И. Бухгалтерский учет: учеб. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 360 с.

12. Локиса В.Г. Особенности автоматизации бюджетной бухгалтериим/ В.Г. Локиса // Финансовый директор. - 20011. - №3. – 25-35.

13. Нетёсова О. Роль и задачи бухгалтера при автоматизации бухгалтерского учёта//Бухгалтер и Компьютер" №4- 2004.

14. Пыжова Л. Бухгалтерские проблемы автоматизации фирмы//Московский бухгалтер N 12-2006.

15. Трофимова В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник/Под ред. В.В.Трофимова.- 2- е изд., перераб. и доп.. - М.: Высшее образование, 2007. -480 с.

16. Шишкоедова Н. Покупаем компьютерную программу: тонкости бухгалтерского учета //Российский бухгалтер», 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: