Умения учителя физической культуры

делятся на конструктивные, организаторские, коммуни­кативные, гностические и двигательные.

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность. К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее пла­нирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Учитель должен уметь ор­ганизовать свою деятельность и деятельность учеников.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рацио­нальные пути взаимодействия с окружающими - это все коммуникативные умения.

Гностические умения связаны с познанием учителем отдельных учеников и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностиче­ские умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они вклю­чают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение прово­дить элементарные исследования, анализируя их результаты.

Двигательные умения отражают умение учителя выполнять физические упражне­ния. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя фи­зической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных уме­ний, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в турпоходах и т.д..

8. Педагогические способности и их формирование в педагогическом вузе.

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его спо­собностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

1 ) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его дос­тупным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятель­ность в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;

2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области на­учных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;

3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его пси­хического состояния. Способность к сопониманию, сочувствию и содействию называют эмпатией;

4) речевые способности — это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с по­мощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и за­интересованность в том, что он говорит;

5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллек­тив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

6) авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;

7) коммуникативные способности — это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, установить с ними взаимоотношения, целесооб­разные для осуществления педагогической деятельности;

8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколь­кими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанни­ков, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не пол­ный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

Как и все другие, педагогические способности могут компенсировать друг друга. Т.е. недостаточное развитие какой-либо способности приводит к тому, что больше развивается дру­гая способность.

На процесс формирования способностей в педагогическом вузе оказывают влияние изучение дис­циплин общественных кафедр, дисциплин психолого-педагогического цикла, прохождение педаго­гической практики, участие во внеучебных видах деятельности. Но самое главное, успех деятельно­сти будет зависеть от сформированности профессионально-педагогической направленности учителя - это любовь к своей профессии и к детям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: