Роль характера в физическом воспитании и спорте. Составляющие спортивного характера

Слово характер в переводе с греческого означает «черта», «примета», «признак». Считается, что характер — это со­четание постоянных и существенных свойств личности, образующих определенный ее психический склад. Свойства характера принято отделять от свойств темперамента. Свойства характера определяются фенотипом (склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий жизни). К свой­ствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы и др. Другими словами, к ним следует отнести только те особенности личности человека, которые характеризуют его отношение к чему-либо.

Принято различать четыре основные группы черт характера:

1. Отношение к об­ществу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доб­рожелательность, правдивость, гуманность и др. Противоположные им: индивидуализм, бестакт­ность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, бесцеремонность и др;

2. Отношение к деятельности (трудовая, учебная и т.д.). Это трудолюбие, настойчивость, инициативность и др. Противоположные им: лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и др.;

3. Отношение человека к вещам. Это аккуратность, эко­номность, щедрость и др. Противоположные им: неряшливость, расточительность, скупость и др.; четвертая группа определяется чертами, выражающими отношение человека к самому себе. Это критичность, требовательность, скромность, гордость и др. Противоположные: зазнайство, хвастли­вость, заносчивость, высокомерие и др.;

4. Отношение человека к самому себе. Скромность, самоуважение, или недооценка себя и др.

Существенной особенностью черт характера является устойчивость их проявления в различных ситуациях. Это свойство упоминают, говоря о сильном или слабом характере человека (проявление активности в противодействии внешним обстоятельствам). В данном случае существует еще и суж­дение о противоречивости характера (наличие у человека свойств, которые приводят к противоречи­ям в действиях и поступках).

Волевые черты характера. Главным фактором формирования волевых черт характера является соз­нательный выбор субъективно более сложного и трудного, но эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. К волевым чертам характера относят: целеустремленность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость, вы­держку и самообладание.

Существует достаточно известный термин «спортивный характер». Людям, знакомым со спор­том, не нужно объяснять, что это такое. В специальных исследованиях, проведенных в европейских командах высокого уровня, в по­нятие спортивного характера включается от 10 до 62 его черт. Среди них наиболее часто встречаются эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, сочетание склонности к риску и расчетливо­сти, самоконтроль, общительность. При этом основными вехами спортивного характера служат: во­ля, психическая надежность и спортивная порядочность.

Не так уж редко перед спортсменами встает характерный вопрос: рискнуть, продемонстрировать в соревнованиях либо освоенный на тренировках новый элемент техники или тактики (и тем самым добиться более высокого результата), либо обойтись старыми, проверенными, надежными приемами и смириться с умеренным результатом. Психическая надежность в зна­чительной мере характеризуется оправданным риском.

Тема 2. Психология педагогической деятельности.

6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся зависит от многих факторов: создание положительного эмоционального фона, правильная постановка задач урока, оптимальная загружен­ность школьников на уроке.

1. Положительный эмоциональный фон имеет исключительное значение на уроках физической культуры. Он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Эмоциональный фон может меняться по ходу за­нятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, на­строя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока:

- Обстановка на уроке и поведение учителя. Урок физической культуры всегда приносит удов­летворение и радость, если школьники двигаются, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда.

- Использование игрового и соревновательного методов всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, включает в содержание игр программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, и выполнять соответствующую сюжету роль. С по­вышением возраста школьников следует использовать спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным требованиям.

- Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физиче­ская деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотонии, пси­хического пресыщения.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков:

1. Использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать новые физические упражнения; менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение и др);

2. Правильная постановка задач урока. Наиболее типичными ошибками учителя являются сле­дующие: учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того что­бы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится учителем, не значима для него;

учитель ставит неконкретную задачу («будем учиться играть в баскет­бол»);

учитель ставит непривлекательные задачи для учеников. Важно, чтобы учебная задача была связа­на с интересами школьников;

учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.

3. Оптимизация загруженности школьников на уроке. Она может быть достигнута с помощью специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:

1) устранение ненужных пауз на уроке.

2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оце­нивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от вы­полнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует при­влекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: