Психологическая характеристика школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Со­временное понятие «обучающийся» означает, что индивид обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), при этом ученик определяется как субъект образовательного процесса.

Возрастная психология определяет особенности, характерные для всех школьников, объеди­ненных в одну возрастную группу. Это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития.

Учитывая типологические особенности школьников, их делят на младший, средний и старший школьный возраст.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) — это начало общественного бытия человека. Это субъект, вступающий в учебную деятельность. Готовность к школьному обучению определяется уровнем анатомо-морфологического и психического развития ребенка, сформированностью отношения к школе, уче­нию, вхождению в мир новых отношений с окружающими людьми и вещами. В работе с младшими школьниками учителю особенно важно учитывать основные психические новообразования, свой­ственные этому возрасту: рефлексия, чувство компетентности. Сущест­венным является и то, что у младшего школьника несколько изме­няется социальная ситуация развития - появляется новый авторитет - учитель. Ведущая деятельность - учебная.

В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверст­никами в контексте собственной деятельности. Это наиболее сложный общественно-значимый возраст перехода от детства к взрослости. Поэтому возможен, так называемый кризис подросткового возраста. У школьника в качестве психического новообразования возникает «чувство взрослости». Спе­цифическая социальная активность, присущая подростку, порождает повышенную восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

В этом возрасте главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (скорее недооценка настоящего).

Если для младшего школьника ве­дущей является учебная деятельность, то для ученика среднего школьного возраста ведущая деятельность - общение со сверстниками осуществляемая в общественной значимой.

Старшеклассник (от 14-15 до 17 лет) нацелен на выбор образа жизни, профессии. Для старшеклассника особое значение имеет ценностное определение, стремление к авто­номии, право быть самим собой. Автономия соотносится с понятиями: поведенческая автономия (потребность и право самостоятельно решать личные вопросы), эмоциональная автономия (потреб­ность и право иметь собственные привязанности), моральная и ценностная автономия (потребность и право на собственные взгляды). У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности: она включает элементы анализа, исследования, при этом учеба осознается как необходимый этап личностного само­определения, профессиональной направленности. Важнейшее психическое новообразование - лично­стное и профессиональное самоопределение, поэтому учебная деятельность для школьника этого возраста является средством реализации своих жизненных планов. Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: