Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Современное понятие «обучающийся» означает, что индивид обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), при этом ученик определяется как субъект образовательного процесса.
Возрастная психология определяет особенности, характерные для всех школьников, объединенных в одну возрастную группу. Это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития.
Учитывая типологические особенности школьников, их делят на младший, средний и старший школьный возраст.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) — это начало общественного бытия человека. Это субъект, вступающий в учебную деятельность. Готовность к школьному обучению определяется уровнем анатомо-морфологического и психического развития ребенка, сформированностью отношения к школе, учению, вхождению в мир новых отношений с окружающими людьми и вещами. В работе с младшими школьниками учителю особенно важно учитывать основные психические новообразования, свойственные этому возрасту: рефлексия, чувство компетентности. Существенным является и то, что у младшего школьника несколько изменяется социальная ситуация развития - появляется новый авторитет - учитель. Ведущая деятельность - учебная.
|
|
В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности. Это наиболее сложный общественно-значимый возраст перехода от детства к взрослости. Поэтому возможен, так называемый кризис подросткового возраста. У школьника в качестве психического новообразования возникает «чувство взрослости». Специфическая социальная активность, присущая подростку, порождает повышенную восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
В этом возрасте главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (скорее недооценка настоящего).
Если для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, то для ученика среднего школьного возраста ведущая деятельность - общение со сверстниками осуществляемая в общественной значимой.
Старшеклассник (от 14-15 до 17 лет) нацелен на выбор образа жизни, профессии. Для старшеклассника особое значение имеет ценностное определение, стремление к автономии, право быть самим собой. Автономия соотносится с понятиями: поведенческая автономия (потребность и право самостоятельно решать личные вопросы), эмоциональная автономия (потребность и право иметь собственные привязанности), моральная и ценностная автономия (потребность и право на собственные взгляды). У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности: она включает элементы анализа, исследования, при этом учеба осознается как необходимый этап личностного самоопределения, профессиональной направленности. Важнейшее психическое новообразование - личностное и профессиональное самоопределение, поэтому учебная деятельность для школьника этого возраста является средством реализации своих жизненных планов. Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности.
|
|