Классификационные признаки и основные термины в области ассортимента товаров

Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.

Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.

Приведенные понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение – для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы–по местонахождению, на подгруппы по широте охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности –по характеру потребностей.

Классификационные признаки ассортимента товаров представлены на рис. 3.1.

Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.

Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, товары разных изготовителей.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

 
 


Рис. 3.13. Классификационные признаки ассортимента товаров

Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.

Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

Видовой ассортимент –набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.

Марочный ассортимент –набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.

Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет, удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

1.1. На основании методического материала дайте характеристику следующих понятий в области ассортимента товаров:

· свойство и показатель ассортимента;

· широта и полнота ассортимента.

Ассортимент товаров это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные потребности. Ассортимент потребительских товаров подразделяют на:

· группы – по местонахождению;

· подгруппы – по широте охвата товаров;

· виды – по степени удовлетворения потребности.

Для характеристики ассортимента используют понятие свойства и показатели.

Свойство ассортимента –это специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента –это количественное выражение свойств ассортимента.

К показателям ассортимента относятся широта и полнота ассортимента, которые характеризуют рациональность структуры ассортимента.

Широта ассортимента – это количество наименований товаров (видов и разновидностей) однородных и разнородных групп, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже.

Действительная широта (Шд) –это фактическое количество наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) – это широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество наименований (видов, разновидностей), регламентированных различными документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.) или максимально возможное.

Полнота ассортимента это способность товаров однородной группы удовлетворять потребности и характеризуется количеством наименований товаров данной группы.

Действительная полнота характеризуется фактическим количеством наименований товаров однородной группы, а базовая полнота– регламентируемым или планируемым количеством товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: