Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.
Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Приведенные понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение – для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы–по местонахождению, на подгруппы – по широте охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности –по характеру потребностей.
Классификационные признаки ассортимента товаров представлены на рис. 3.1.
Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.
Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.
Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, товары разных изготовителей.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Рис. 3.13. Классификационные признаки ассортимента товаров
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
Видовой ассортимент –набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.
Марочный ассортимент –набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет, удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
1.1. На основании методического материала дайте характеристику следующих понятий в области ассортимента товаров:
· свойство и показатель ассортимента;
· широта и полнота ассортимента.
Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные потребности. Ассортимент потребительских товаров подразделяют на:
· группы – по местонахождению;
· подгруппы – по широте охвата товаров;
· виды – по степени удовлетворения потребности.
Для характеристики ассортимента используют понятие свойства и показатели.
Свойство ассортимента –это специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента –это количественное выражение свойств ассортимента.
К показателям ассортимента относятся широта и полнота ассортимента, которые характеризуют рациональность структуры ассортимента.
Широта ассортимента – это количество наименований товаров (видов и разновидностей) однородных и разнородных групп, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже.
Действительная широта (Шд) –это фактическое количество наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) – это широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество наименований (видов, разновидностей), регламентированных различными документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.) или максимально возможное.
Полнота ассортимента – это способность товаров однородной группы удовлетворять потребности и характеризуется количеством наименований товаров данной группы.
Действительная полнота – характеризуется фактическим количеством наименований товаров однородной группы, а базовая полнота– регламентируемым или планируемым количеством товаров.