Технологический жизненный цикл товаров (ТЖЦТ) — совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.
Стадии и этапы ТЖЦТ тесно связаны с факторами обеспечения товароведных характеристик.
ТЖЦТ включает четыре стадии: предтоварную, товарную, послереализационную и утилизации. Каждой стадии присущи определенные этапы, на которых сначала формируются все то-вароведные характеристики товаров, а затем и обеспечивается сохранение части из них: качества и количества. Ассортиментная характеристика товаров остается стабильной на всех этапах ТЖЦТ. Лишь товары, подвергающиеся переделке или переработке, изменяют все товароведные характеристики, включая и ассортиментную.
Одной из самых мобильных характеристик товара является цена, которая на каждом этапе его перемещения изменяется. Причем на первых трех стадиях цена постоянно растет, так как появляются новые затраты по продвижению и эксплуатации товара, которые порой превышают затраты на формирование товароведных характеристик (цена производства). Затраты на транспортирование, хранение, реализацию, а также на применение методов формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС) вызывают увеличение цены (закупочные, реализационные цены). Однако и при потреблении (эксплуатации) у потребителя появляются затраты, поэтому для товаров длительного пользования важна цена потребления. Все это товароведы должны учитывать при оценке конкурентоспособности товаров на этапе их реализации.
|
|
Предтоварная стадия — совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров.
Выявление запросов потребителей — важный этап ТЖЦТ.
Запросы потребителей — это требования потребителей к основополагающим характеристикам товаров, включая цену. В отличие от специалистов потребители не всегда могут четко и правильно сформулировать свои требования к товару. Это иногда приводит к существенным ошибкам при разработке новых товаров, вследствие чего вскоре после их выпуска и продвиже§ 1. Технологический жизненный цикл товаров 283
ния на рынок они становятся товарами-неудачниками. Однако запросы потребителей могут быть и сформированы с помощью маркетинговых методов ФОСТИСС, среди которых важную роль играют информационные методы, использующие товарную информацию.
Запросы потребителей подразделяются на ожидаемые и реальные.
Ожидаемые запросы — ожидания потребителей в отношении удовлетворения определенных потребностей с помощью товароведных характеристик.
|
|
Реальные запросы — требования потребителей к характеристикам товаров, сформированные на основе проводимой ранее потребительской оценки использованных товаров.
Таким образом, ожидаемые запросы появляются у потребителей в отношении новых для них или отсутствующих в продаже, а возможно, и не производимых товаров. Эти запросы возникают при появлении у потребителей новых потребностей, которые не могут удовлетворить уже известные товары или потребитель ими не удовлетворен. Ожидаемые запросы могут формироваться рекламой, пропагандой, консультациями продавца. Выявление наличия таких запросов у значительной части потребителей побуждает изготовителей разрабатывать новые товары, товароведные характеристики и цена которых удовлетворяли бы ожидания потребителей.
Реальные запросы потребителей заставляют изготовителей и продавцов обеспечивать стабильность товароведных характеристик товаров, хотя их цена может изменяться (например, за счет инфляции, удорожания затрат на производство и т. п.).
Ожидаемые запросы выявляются при проведении маркетинговых исследований, чаще всего социологическим методом. Поэтому товароведы и маркстологи широко применяют этот метод. Реальные запросы определяются косвенно — методом анализа объема продаж и установления потребительских предпочтений товаров с конкретными товароведными характеристиками. Такие запросы служат основанием для стабилизации ассортимента и качества.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать большую значимость выявления запросов потребителей в формировании характеристик товара. Однако не менее важно регламентировать эти запросы в виде требований нормативных документов на втором этапе предтоварной стадии.
Проектирование и разработка товаров — этап, предназначенный для определения товароведных характеристик и регламентации их в виде технических требований нормативных и технологических документов. Этот этап существует только для вновь разрабатываемых и внедряемых в производство товаров. Для данного этапа очень важно, чтобы требования потребителей, выявленные на первом этапе, и требования нормативной документации были достаточно близки. Однако полного совпадения быть не может из-за отсутствия или нехватки либо дороговизны сырья, материалов, соответствующей материально-технической базы производства, а также утраты безопасности, надежности и других потребительских свойств товара.
Если указанное несовпадение значительно, в запросы потребителей целесообразно вносить коррекцию до выхода новых товаров на рынок.
Однако запросы потребителей не всегда являются основным побуждающим мотивом при разработке новых товаров; Наряду и даже взамен выявленных запросов это могут быть достижения научно-технического прогресса, изменения направлений моды и/или стиля основного сегмента потребителей. В таких случаях необходимо формирование новых предполагаемых запросов потребителей с использованием методов ФОСТИСС. Если этого не сделать, на рынке товар может оказаться неудачником или его продвижение на рынке будет замедленным.
Этот этап завершается разработкой товара по замыслу.
Дальнейшие этапы предтоварной стадии должны обеспечивать выполнение установленных требований, что достигается использованием соответствующего качества сырья, материалов, соблюдением технологических режимов производства.
Рассматриваемый этап отсутствует у серийно выпускаемых товаров.
Материально-техническое снабжение — подготовительный этап перед производством товаров, предназначенный для его обеспечения необходимыми сырьем, материалами и оборудованием. Наряду с производством этот этап очень важен для формирования товароведных характеристик товаров в реальном исполнении. От того, насколько сырье и другие объекты материально-технического снабжения отвечают предъявляемым к ним требованиям, будет зависеть прежде всего качество товаров. Для этого этапа характерны такие операции, как закупки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования; приемочный контроль указанных объектов по количеству, качеству, ассортиментной принадлежности; обеспечение сохранности до начала производственных процессов; установка и наладка нового оборудования (при необходимости); обеспечение прослеживаемости сырья и материалов.
|
|
Производство товаров — совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров. Цель данного этапа совпадает с целью предыдущего этапа — обеспечение выполнения установленных требований. Для достижения этой цели необходимо не только соответствующее качество труда и производственных процессов, но и операционный контроль, обусловливающий просле-живаемость продукции. Результатом такого контроля являются коррекция при выявлении несоответствия путем переделки (переработки) или изъятие несоответствующего товара. Применяемые при этом корректирующие действия предупреждают выпуск несоответствующей продукции с технологическими дефектами. Одна из завершающих операций этого этапа — упаковывание — влияет на сохраняемость, а также участвует в формировании ассортиментной характеристики товара.
Заключительным этапом предтоварной стадии является окончательный контроль качества, а в ряде случаев — и количества (например, фасованных товаров, а также товаров с фиксированной массой, объемом и т. п.). Назначение такого контроля — предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества. При этом следует учесть, что не вся производственная продукция станет товаром, а только та ее часть, которая при окончательном контроле будет соответствовать установленным требованиям и на нее будет спрос торговых посредников и/или индивидуальных потребителей.
|
|
При установлении несоответствий или невостребованности (отсутствующий спрос) необходимы корректирующие действия для выявления причин указанных отрицательных явлений и коррекция.
В этом случае коррекция может заключаться в том, что несоответствующая продукция, минуя товарную и послереализационную стадии, отбраковывается и переходит сразу на четвертую стадию — утилизацию (переработку или уничтожение). Невостребованная продукция с отсутствующим или пониженным спросом должна продвигаться на рынок с помощью методов маркетинга (ФОСТИСС) и/или переориентации на другие сегменты потребителей (например, отправка в другие регионы или предложения по пониженным ценам малообеспеченным потребителям).
Для этапа окончательного контроля и выпуска характерны следующие операции: инспекционный контроль качества, измерение количества, идентификация по ассортиментным характеристикам, выявление и коррекция несоответствий продукции и отбраковка несоответствующей продукции, сбор заявок и заказов.
При выпуске продукции, соответствующей всем установленным требованиям к товароведным характеристикам, продукция меняет свой статус, становясь товаром, что и завершает товарную стадию.
Товарная стадия — совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства.
В отличие от предтоварной стадии, для которой характерна строгая последовательность этапов и возможность отсутствия некоторых из них в зависимости от новизны товаров, этапы товарной стадии могут менять свою последовательность. Однако единственный этап — реализация товаров — всегда является завершающим на этой стадии. Так, формирование товарных партий при наличии заказов на товар может быть начальным этапом, а при отложенном спросе на первое место выступает хранение и транспортирование (например, перевозка товаров из производственных цехов на склад готовой продукции и хранение). Товарная обработка может быть как до, так и после хранения.
Формирование товарных партий — этап товарной стадии, предназначенный для формирования определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара и/или хранящегося на складе изготовителя или оптового (розничного) продавца в соответствии с запросами (заказом, заявкой) покупателя.
На этом этапе и/или этапе товарной обработки обеспечивается также однородность качества, ассортиментная и партионная идентификация при отборе товаров необходимого ассортимента. Важной операцией данного этапа является информационное обеспечение товарных партий путем оформления товарно-сопроводительных документов и проверки соответствия маркировки требованиям достоверности информации. Для обеспечения прослеживаемость товарных партий на маркировке должны быть идентифицирующие их признаки, совпадающие с основными признаками, указанными в товарно-сопроводительных документах.
Формирование товарных партий служит промежуточным этапом между предтоварной и товарной стадиями. Возможности формирования количественных характеристик и стоимости товарных партий не распространяются на другие товароведные характеристики (качество и ассортиментную принадлежность), которые должны быть лишь обеспечены.
Транспортирование и хранение — этап товарной стадии, предназначенный для сохранения количества и качества товаров на складах и в пути. Ассортиментная характеристика товаров более стабильна и на данном этапе не изменяется.
Разделение этого этапа на две группы процессов — хранение и транспортирование — условно, так как отличия между ними связаны лишь с видом и характером нагрузок на товар. При хранении возникают статические, а при транспортировании — динамические (в пути) и статические (на стоянках) нагрузки, что влияет на сохранение механических свойств, а опосредованно и химических, биологических и других свойств товаров. Таким образом, транспортирование можно назвать динамическим хранением с периодическими динамическими и статическими нагрузками.
Этому этапу присущи следующие операции: создание и поддержание оптимальных условий хранения и транспортирования, соблюдение установленных сроков (годности, хранения, перевозки), контроль за условиями и сроками хранения, приемка по количеству и качеству при разгрузке, а также размещение на хранение и отпуск со склада, обеспечение прослеживаемости товарных партий.
Товарная обработка — этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже. В отдельных случаях при сортировке — одной из операций товарной обработки — может происходить улучшение качества за счет удаления товаров низших градаций, а также придания привлекательного внешнего вида (например, удаление пыли и других поверхностных загрязнений, обработка поверхности защитными покрытиями: воском, парафином, лаком, если это не предусмотрено технологией производства).
Изменение количественных характеристик товаров происходит при переупаковывании и фасовании товаров. Сохранение количества и качества без потерь или с их минимизацией достигается с помощью упаковывания товаров, а у отдельных групп и видов — за счет сортировки, при этом удаляется дефектная, нележкоспособная продукция.
Операции товарной обработки делятся на основные: сортирование, калибрование (для однородности размерно-массовых характеристик единичных экземпляров), упаковывание, фасование, маркирование и специфичные: мойка, обработка поверхности и другие. Специфичные операции могут быть продолжением производственных процессов или быть их завершением. Для некоторых групп товаров с низкой степенью переработки (например, свежие плоды и овощи, зерно, живая рыба, нерыбные водные продукты, поделочные нешлифованные камни, шерсть и т. п.) товарная обработка заменяет технологические процессы производства и осуществляется в местах выращивания (добычи) или торговых организациях (например, на плодоовощных базах, в магазинах и т. п.).
Цель основных операций товарной обработки — придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.
Сортировка товаров по качеству — операция по разбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров. При сортировке товаров отбраковывают нестандартные товары и отходы. При делении товаров на сорта проверяют соответствие фактического качества стандартной продукции сорту, указанному на маркировке или в товарно-сопроводительных документах.
Если товарная партия представляет собой смесь сортов, ее разбраковывают по сортам. Сортировка — одна из важнейших операций товарной обработки. Особое значение она имеет для товаров, качество которых при хранении существенно изменяется, но эти изменения происходят у разных единичных экземпляров товаров неодинаково. Вследствие этого возникает неоднородность товарной партии, что, в свою очередь, требует разбраковки на однородные по качеству градации.
Организация работ по обеспечению надлежащего качества сортировки входит в должностные обязанности товароведов.
Наряду с сортировкой для отдельных товаров применяют калибровку.
Калибровка — операция по разделению товаров по размерам. Для этих целей применяют простейшие приспособления — калибры или калибровочные машины. Калиброванные товары (одинакового размера) имеют более привлекательный товарный вид, лучше размещаются в таре, а в ряде случаев характеризуются одинаковым качеством, в том числе и сохраняемостью.
Наиболее часто калибруют товары, которые являются природными объектами и отличаются неравномерными размерами. Товары промышленного производства, как правило, в калибровке не нуждаются, так как однозначность их размеров обеспечивается на стадии производства.
Мойка – операция по удалению поверхностного загрязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными и микробиологическими. Они попадают на поверхность товаров из атмосферного воздуха с пылью, при контакте с загрязняющими объектами (земля, другие загрязненные товары, грязные руки и т. п.), а также вследствие развития микроорганизмов. При мойке удаляется от 30 до 100% поверхностных загрязнителей, в результате чего улучшаются товарный вид и безопасность товаров. Наиболее часто мойке подвергаются свежие плоды и овощи, яйца, особенно предназначенные для предприятий общественного питания.
Для некоторых товаров, качество которых снижается при сильном увлажнении, мойку заменяют сухой очисткой или протиранием тряпками, смоченными в воде или масле (например, колбасы и сыры — для удаления налета плесени, непродовольственные товары, бутылки с напитками — для удаления пыли и т. п.). Протирают обувь, кожаные изделия, бытовые приборы; пятна на одежде стирают или выводят.
После мойки или взамен ее для придания привлекательного внешнего вида некоторые товары покрывают окрашенными или неокрашенными защитными пленками (цветными воска-ми, парафином, термоусадочными пленками). Такие защитные пленки к тому же повышают сохраняемость товаров.
Товары, покрытые смазочными материалами, протирают для их удаления. При этом товар приобретает свойственный ему внешний вид. Кроме того, удаление смазки предотвращает ущерб, который может быть нанесен имуществу потребителей при контакте со смазочными материалами. Реализация товаров, покрытых смазочными материалами, не допускается.
Фасовка — операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Цель фасовки — придание товару определенных количественных характеристик.
Фасованные товары упаковывают в потребительскую тару или упаковочные материалы и чаще всего маркируют путем наклеивания этикетки с указанием наименования товара и продавца, массы (или длины) фасовки, цены. Эти товары предназначены в основном для продажи методом самообслуживания.
Упаковывание — операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости.
Перед подготовкой к продаже проводят разупаковывание товаров из транспортной тары. Товары освобождают от упаковки в тех случаях, когда необходимо проверить их качество для предупреждения реализации некачественных единичных экземпляров, для фасования или придания готовым изделиям более привлекательного внешнего вида или для выкладки единичных экземпляров в торговом зале. После разупаковывания и фасования товары могут быть вновь упакованы, если они не имеют производственной упаковки.
Многие товары, подготовленные для продажи покупателю, должны иметь производственную или торговую упаковку для обеспечения сохраняемости их количества и качества. Лишь отдельные товары могут реализовываться без упаковки или по желанию потребителя взвешиваться либо отмериваться в его тару.
Указанные операции предреализационной товарной обработки могут рассматриваться и как торговые услуги, если они являются результатом непосредственного взаимодействия продавца с потребителем и осуществляются в процессе отпуска товаров.
Реализация — завершающий этап товарной стадии, предназначенный для отпуска товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам. При этом происходит смена владельца товара, и он переходит в собственность покупателя.
На данной стадии могут изменяться количественные характеристики товара, если он отпускается в развесном виде. Возможна подсортировка товаров отдельныж групп и улучшение их качества путем удаления несоответствующих единичных экземпляров. При реализации товара происходит предварительная потребительская оценка характеристик товара, на основании которой создаются (или не возникают) потребительские предпочтения. Этап реализации — самый непродолжительный по времени, включающий следующие операции: выкладка (демонстрация, показ товаров), консультации продавца для доведения до покупателя интересующей его товарной информации и показ товаров, потребительская оценка,, принятие решения о покупке (или отказ), отмеривание или взвешивание, упаковывание, расчеты за приобретаемый товар (в момент расчета собственность на товар переходит к покупателю), передача взвешенного (фасованного) и упакованного товара покупателю. Последняя операция предназначена для сохранения товара у покупателя.
Довольно часто процесс реализации путают с процессом кратковременного хранения товаров в розничной торговой сети: на складе и в торговом зале. Об этом свидетельствует и тот факт, что в некоторых нормативных документах устанавливаются даже сроки реализации, которые по сути являются не чем иным, как сроками хранения в розничной торговле.
В розничных магазинах процесс реализации нередко совмещается с такими операциями товарной обработки, как сортировка, фасовка, упаковывание, придание привлекательного внешнего вида, которые производит непосредственно на рабочем месте продавец. В этом случае влияние реализации на сохраняемость повышается.
Деятельность по реализации товаров выключает ряд торговых услуг: консультирование покупателей о преимуществах определенного товара, способах использования или правилах эксплуатации, информирование о возможных выгодах путем сравнительной характеристики товаров-аналогов, что позволяет потребителю сделать правильный выбор. При этом продавец должен знать и уметь использовать доступные информационные источники.
На этапах предреализационной товарной обработки и реализации отмечаются определенные количественные и качественные изменения. К наиболее распространенным следует отнести улучшение товарного вида, изменение количественных и качественных характеристик, нарушение целостности товарных партий, а в некоторых случаях и единичных экземпляров товаров, отпускаемых определенной мерой и в упаковке, удобной для потребителя. Конечным результатом этих изменений является создание таких количественных, качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают формирование потребительских предпочтений.
Послереализационная стадия — совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счет товароведных характеристик.
На этой стадии всем товарам присущ один общий этап — потребление путем однократного или многократного использования (эксплуатации). Два других этапа — послепродажное обслуживание и перепродажа товаров, бывших в употреблении, — характерны только для отдельных групп и видов товаров или особых ситуаций.
Послепродажное обслуживание — этап, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, в монтаже, наладке и ремонте.
Основное назначение указанных операций — сохранение количества и качества товара, а также повышение степени удовлетворенности потребителя при эксплуатации и создание положительной потребительской оценки. Послепродажное обслуживание играет важную роль на послереализационной стадии в основном для непродовольственных товаров длительного пользования: сложнотсхнических и крупногабаритных. Послепродажное обслуживание потребителей других товаров имеет меньшее распространение. Так, продукты питания и другие товары доставляются больным, пожилым людям, инвалидам, людям с ограниченным бюджетом времени (например, памперсы для родителей с грудными детьми).
Кроме того, послепродажное обслуживание потребителей должно иметь место при выявлении в процессе эксплуатации или использования товаров несоответствующего качества, количества путем замены (обмена) на товары той же ассортиментной характеристики, но соответствующего качества и количества (например, при несоответствии размера, фасона и
§ 1. Технологический жизненный цикл товаров 293
расцветки). Такие услуги предоставляются бесплатно в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных видов товаров.
Послепродажное обслуживание включает следующие операции: доставку товаров, монтаж (сборку), наладку и техническое обслуживание сложнотехнических товаров, раскрой тканей, подгонку и переделку готовой одежды, гарантийный ремонт, замену или приемку некачественных товаров со скрытыми или явными дефектами, а также качественных товаров, но не подошедших по определенным причинам покупателю и подлежащих возврату в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Эти операции оказывают различное влияние на обеспечение количества и качества товаров.
Доставка товаров — торговая услуга по транспортированию приобретенных товаров по адресу, указанному потребителем. Ее назначением является обеспечение сохраняемости товаров в процессе транспортирования. Для этого используют дополнительное упаковывание в транспортную тару или специальные приспособления, транспорт и обученных для данных целей работников.
При доставке транспортные организации несут ответственность за сохраняемость товаров при погрузочно-разгрузочных работах и в пути, а продавец — за их отпуск надлежащих качества, количества и комплектности.
Доставка товаров может осуществляться от изготовителя посредникам (оптовым или розничным продавцам) или непосредственно конечным потребителям. При транспортировании товары независимо от сроков перевозки хранятся, поэтому условия и сроки доставки должны соответствовать условиям и срокам хранения конкретных товаров. Не допускается перевозка товаров, если сроки доставки больше сроков годности.
Монтаж (сборка), наладка сложнотехнинеских товаров, раскрой тканей, подгонка и переделка готовой одежды — торговые услуги, которые формируют новые или измененные потребительские свойства товаров, более полно удовлетворяющие реальные потребности покупателей.
При монтаже и наладке бытовые приборы, сборная мебель и тому подобные товары приобретают способность выполнять функциональное назначение. Так, стиральные машины автоматического типа не могут быть использованы без подключения к электросети, водопроводной и канализационной системам. Подгонка или переделка одежды обеспечивает необходимые ^ потребителю эргономические и эстетические свойства изделия с учетом его запросов.
Техническое обслуживание — совокупность сервисных услуг,, осуществляемых продавцом или специальными сервисными организациями и предназначенных для сохранения и/или восстановления качества товаров в процессе их эксплуатации. (- Перечень данных услуг зависит от особенностей сложнотех-нических товаров. Так, техническое обслуживание автомобилей включает следующие услуги: окраску, монтаж колес и противоугонных средств, балансировку колес и т. п.
Гарантийный ремонт — услуга, оказываемая потребителю изготовителем, и/или продавцом, и/или специальными сервисными организациями для восстановления функционального назначения ремонтопригодных товаров, на которые установлены гарантии изготовителя (или поставщика).
Следовательно, основным назначением гарантийного ремонта является восстановление качества потребительских товаров, частично утративших его в пределах установленных гарантийных сроков.
Если обнаруженные дефекты, относящиеся к градации кри- I тических и неустранимых, произошли по вине изготовителя 1 или продавца, товар подлежит приемке с последующей его заменой на аналогичный по назначению. При отсутствии товара-аналога или отказе потребителя от замены сданного некачественного товара изготовитель или продавец обязан вернуть сумму покупки с учетом индексации цен.
Указанная услуга — приемка некачественных товаров не влияет на качество и количество товаров, поэтому не относится к факторам, формирующим или сохраняющим качество. Однако в ходе оказания этой услуги чрезвычайно важна товаровед-ная оценка некачественных товаров для выявления причин возникновения обнаруженных дефектов и предъявления претензий лицам, виновным в их появлении.
В случае отказа от приемки некачественных товаров товаровед должен квалифицированно аргументировать свое решение и довести его до сведения потребителя, а при необходимости — и до государственных органов или общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей.
Потребление (эксплуатация) — комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по функциональному и/или социальному назначению.
Различают два вида потребления товаров: краткосрочное с полной или частичной утратой товара и длительное без видимых признаков утраты товара в течение достаточно продолжительного периода.
Краткосрочное потребление с полной или частичной утратой товара характерно для всех пищевых продуктов, парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии, фармацевтических препаратов. Эти товары по характеру использования делятся на товары для внутреннего или наружного потребления.
К первой группе относятся все пищевые продукты, некоторые медикаменты, а также табачные изделия. Компоненты, входящие в состав этих товаров, обладают достаточно высокой степенью усвоения. Поэтому для них чрезвычайно важна безопасность. Неусвояемые вещества вместе с другими продуктами жизнедеятельности выделяются из организма.
Вторая группа товаров представлена парфюмерно-косметическими товарами, а также некоторыми медикаментами. Безопасность этих товаров также имеет важное значение, но меньшее, чем товаров первой группы.
Краткосрочное потребление товаров может чередоваться с периодами более или менее длительного хранения, если при использовании товар утрачивается лишь частично. Например, купленные впрок пищевые продукты могут употребляться частями, а остальная масса может храниться до полного использования. Парфюмерно-косметические товары также используются небольшими порциями (духи, кремы, мыло, шампуни, лаки), а остальное время они хранятся. При этом товары могут претерпевать значительные изменения, ухудшающие их качество. В ряде случаев отмечается полная утрата важнейших потребительских свойств, в том числе и безопасности.
Положение усугубляется еще и тем, что при хранении частично потребляемых товаров в домашних условиях чрезвычайно сложно создать оптимальные условия. Относительно приближены к ним условия, создаваемые бытовыми холодильниками, но и в них невозможно обеспечить стабильный климатический режим. Особенностями режима в домашних холодильниках являются значительные перепады температуры — от О °С под морозильной камерой до 5 "С на нижних полках, пониженная ОВВ, частые перепады температуры из-за открывания дверцы, отсутствие принудительного воздухообмена. Кроме того, в домашнем холодильнике нередко хранят порой несовместимые друг с другом скоропортящиеся продукты.
Еще более неблагоприятные условия складываются при хранении товаров с ограниченным сроком годности при комнатной температуре. В результате этого сохраняемость товаров снижается и может произойти утрата их доброкачественности.
В связи с вышеизложенным становится понятно, насколько потребителю необходима информация о возможных сроках годности товаров в домашних условиях.
Таким образом, первый вид потребления может быть охарактеризован как однократное частичное или полное использование товара с последующим хранением оетавшсйся части.
Длительное и многократное потребление без видимых признаков утраты товара обычно называют эксплуатацией.
При эксплуатации товары используются по назначению, при этом видимых признаков частичной утраты их чаще всего не обнаруживается. Однако каждый период эксплуатации обязательно связан с утратой определенных ресурсов товаров. Например, одежда и обувь изнашиваются, в бытовых приборах приходят в негодность отдельные детали, вырабатываются ресурсы их эксплуатации.
Эксплуатация характерна для многих ассортиментных групп непродовольственных товаров длительного пользования. Особенностью этого этапа являются две стадии:
1) рабочая — например, носка одежды, обуви, работа бытовых приборов и т. п.;
2) нерабочая — отдыха и хранения. Для последней стадии характерно частичное восстановление (релаксация) израсходованных ресурсов, что повышает долговечность эксплуатируемых изделий.
Таким образом, эксплуатация — этап технологического цикла, характеризующийся чередованием рабочих стадий со стадиями отдыха и хранения, влияющий на обеспечение качества товара у потребителя.
Сохраняемость потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации выражается через их долговечность, показателями которой являются сроки эксплуатации. В ряде случаев для бытовой техники в эксплуатационных документах указываются максимальная продолжительность непрерывной работы и продолжительность стадии отдыха, когда приборы находятся в нерабочем состоянии.
На долговечность существенно влияет продолжительность рабочей и нерабочей стадий. Чем больше продолжительность рабочей стадии и испытываемые изделием нагрузки, тем меньше долговечность и безотказность товаров.
Важное значение для обеспечения качества и количества товаров на этапе потребления имеет соблюдение потребителем условий использования изделия по назначению, о которых он должен быть информирован.
При потреблении изменяется и цена товаров. Полное использование товаров приводит к утрате цены, частичное — к уменьшению. Однако изменение цены при эксплуатации товаров не имеет прямой зависимости со сроками использования товара. Цена на морально устаревшие товары, с большим износом и частичной утратой функциональных свойств, как правило, снижается, а при утрате основных потребительских свойств и идентифицирующих признаков ассортиментной характеристики — утрачивается.
В то же время у товаров, потребительская ценность которых со временем возрастает, цена резко увеличивается (например, старинные книги, антикварные товары, ювелирные изделия). На возрастание цены могут повлиять психологические и социальные факторы (например, любимые вещи дорого ценятся их владельцами, а вещи, принадлежащие знаменитым людям, оцениваются многократно выше, чем их фактическая стоимость). Таким образом, влияние товароведных характеристик на цену ослабляется.
Частичное сохранение или значительное повышение цены на товары, бывшие в эксплуатации, позволяет, а иногда и побуждает их обладателей произвести перепродажу таких товаров, возвратив тем самым их товарную стадию.
Перепродажа — это повторная реализация ранее приобретенных и частично использованных или неиспользованных (новых) товаров. Используемые ранее товары, как отмечалось, могут частично утратить потребительские свойства и количественные (размерные) характеристики, но должны сохранить ассортиментную принадлежность (подержанный автомобиль, холодильник, а не груда металла, пальто или платье — а не ветошь). Такие товары называют бывшими в употреблении (секонд-хенд).
Антикварные, старинные, эксклюзивные товары могут частично утратить отдельные потребительские свойства (например, моду), но одновременно увеличивается уровень их психологических свойств и/или свойств социального назначения.
Новые, неиспользованные., не подвергшиеся эксплуатации товары могут полностью или частично сохранить потребительские свойства.
При перепродаже товаров могут быть применены отдельные операции, свойственные товарной стадии (например, чистка одежды, обуви, обработка изделий защитными покрытиями и т. п.). Повторной реализации подвергаются только непродовольственные товары. Перепродажа неиспользованных или частично использованных пищевых продуктов запрещена в торговых организациях. Следует отметить, что покупка товаров не для личного потребления, а для последующей их реализации к рассматриваемому этапу не относится, так как является дополнительной посреднической услугой по реализации товара на товарной стадии.
Перепродажа товаров осуществляется в комиссионных отделах и магазинах, а также на вещевых рынках. В торговых организациях оценка их товароведных характеристик и цены производится товароведами-экспертами или оценщиками (например, автомобилей, бытовой техники, одежды, обуви).
Завершающей стадией неиспользованных полностью товаров (длительного пользования, товарных отходов и т. п.) явля^-ется их утилизация.
Стадия утилизации товаров и уничтожения — совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также установления степени удовлетворенности потребителей товарами.
Этой стадии присущи два взаимозаменяющих друг друга этапа: повторное использование или уничтожение.
Повторное использование — совокупность операций, предназначенных для формирования новых товароведных характеристик товаров и/или устранения их несоответствий. Повторному использованию подлежат условно пригодные товары, частично или полностью утратившие основные характеристики, за исключением безопасности. Например, раздавленные — свежие плоды и овощи, деформированные пищевые продукты и утратившие функциональное или социальное назначение непродовольственные товары могут быть использованы как вторичное сырье для промышленной или домашней переработки, а также на предприятиях общественного питания для изготовления новых, пригодных для иного или аналогичного употребления товаров. Это достигается применением малоотходных и безотходных технологий, а также ранее известных и вновь разработанных производственных процессов. Например, условно пригодное мясо используется в колбасном производстве, отходы полимерных материалов — при производстве упаковки и т. п.
Повторное использование осуществляется в трех формах: переработка, переделка и ремонт.
Переработка — совокупность операций по формированию новых товароведных характеристик, включая ассортиментную. Результатом переработки является новый товар, получаемый из дефектных товаров и товарных отходов. Например, после отбраковки нестандартных плодов и овощей из них могут быть получены разнообразные продукты переработки (соки, консервы, сушеная продукция и т. п.).
Переделка — этап, включающий совокупность операций по устранению несоответствий отдельных характеристик. Примером может служить перешив одежды, изменение ее размеров и т. п.
Ремонт — этап, включающий операции по замене и/или исправлению отдельных деталей. При этом улучшаются лишь потребительские свойства, но не изменяется ассортиментная характеристика товара.
Утилизация — завершающий этап, предназначенный для уничтожения опасной продукции. К сожалению, в торговой и промышленной практике и в быту уничтожению подвергаются условно пригодные товары и упаковка из-за повышенных затрат на повторное использование, а также пренебрежительного отношения к безопасности окружающей среды, низкому уровню экологической культуры и воспитания среди населения. Не случайно за последние десятилетия доля загрязнений окружающей среды технологическими и бытовыми отходами непрерывно возрастает.
Этапы и операции стадии утилизации характерны и для услуг оптовой и розничной торговли. Особое значение имеют такие операции, как списание товарных отходов, их хранение и вывоз специализированными предприятиями. Контроль за их осуществлением в торговых организациях проводят товароведы и представители санитарно-эпидемиологической службы. Правила утилизации регламентируются федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также соответствующими подзаконными актами.