III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста

Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астро­номическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения при­ходит к порогу юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окон­чательного, неподвижного. Личностная нестабильность порожда­ет противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступ­ная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (В.С.Мухина).

По инерции детства большая часть подростков остро реагиру­ют на свои восприятия, память, речь и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность по­рождает потребность в отчуждении от всех тех, кто из года в год

оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение, внешне выражающееся в нега­тивизме, является началом поиска подростком собственной уни­кальной сущности. В отрочестве подросток проходит через друж­бу, общение в группе. Иденфииируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя глубину своего несовершенства, он часто уходит в состояние психологического кризиса.

Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.

Выделив психические новообразования возраста, психолог мо­жет сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:

1) развитие самосознания, формирование самооценки — не­зрелая личность;

2) интенсивное формирование характера — акцентуации ха­рактера;

3) чувство взрослости — реакции эмансипации;

4) интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования;

5) потребность в самоутверждении — хобби-реакции и пато­логические увлечения;

6) потребность в активности и социально значимой деятель­ности — реакции компенсации, гиперкомпенсации;

7) критическое мышление — негативизм и реакции отказа;

8) любознательность и жажда проверки себя — побеги, бро­дяжничество, асоциальное поведение;

9) повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая эффективность к неудачам, агрессивность.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:

физиологических, запускающих физическую и сексуальную активность;

в безопасности, которая обеспечивается, принадлежностью К группе;

в независимости и эмансипации от семьи;

в привязанности;

в успехе, проверке своих возможностей;

в самореализации и развитии собственного Я.

Возможны и серьезные затруднения, связанные со специфи­кой учения подростков:

а) особенности учебной деятельности:

овладение общим строем учебной деятельности;

1с самостоятельный переход от ориентировочных учебных дей­ствий к контрольно-оценочным;

объединение учебных действий в приемы, методы, блоки дея­тельности;

переход учебной деятельности с репродуктивного на продук­тивный уровень;

освоение прогнозирующих и планирующих форм контрольно-оценочных действий;

осознание учебной деятельности (мотивы, цели, задачи, спо­собы, средства);

целеполагание — самостоятельная постановка целей;

б) особенности мотивации учения:

укрепление учебно-познавательных мотивов, которое связано с интересом и способами приобретения знаний (самообразование);

совершенствование социальных мотивов (мотив поиска кон­тактов и сотрудничества с другими);

устойчивое доминирование одного мотива;

в) характер учебных занятий: ограниченность кругозора и объема сведений; небольшой запас знаний, особенно обобщающих; слабый уровень словесно-логического мышления; затруднения в понимании и применении знаний. Трудности подростков в учебной деятельности:

'. неумение выполнять действия по образцу, инструкции;

затруднения при самостоятельном выполнении учебных дей­ствий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);

инертность мыслительной деятельности;

несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;

неосознанность учебной деятельности (целеполагание);

дисгармония мотивов учения.

Проблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению, Наше решение определить методические подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи Для психолога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: