IV. Общее обсуждение и переход к заключительной беседе

Все играющие вновь собираются вместе. Зачитывается свод законов, составленный «голубоглазыми».

После этого действие игры может развиваться по-разному:

1) Если дело кончается возмущением «кареглазых», обсуждение постепенно переходит в заключительную беседу, этап внеигровой, когда ребята смотрят на свои роли и поступки уже со стороны, проводят аналогии с реальной жизнью.

2) Сильного накала страстей может и не быть. «Кареглазые» могут индифферентно отреагировать на ситуацию. В этом случае необходимо показать всю ее абсурдность. Это можно сделать в ходе беседы, но возможен и игровой вариант. Он таков: на Землю неожиданно прибывает вторая делегация инопланетян (вариант – приходит радиосообщение), которая разоблачает «ненаучность» утверждений первой делегации. Если позволяет время, можно перевернуть ситуацию с ног на голову и объявить «кареглазых» интеллектуалами, а «голубоглазых» – способными к физической работе. Какие законы создадут «кареглазые», побывав в роли «низших»? Если времени не очень много, можно предложить более простой вариант: новая делегация предлагает свой критерий – не цвет глаз, а форму носа (или размер ушей, или цвет волос и т. п.).

3) Обсуждение игры.

Ведущий организует обсуждение игры. Вначале он предлагает вспомнить законы «голубоглазых» (они зачитываются вслух) и просит их со-здателей рассказать, что они чувствовали, когда вся власть принадлежала им. Затем о своих впечатлениях в этот момент говорят «кареглазые». Если отыгрывался более сложный вариант, зачитываются законы «кареглазых», и все снова делятся впечатлениями. В конце ведущий спрашивает, что ребята почувствовали, когда инопланетяне полностью поменяли теорию. Далее в беседе можно попросить ребят посмотреть на ситуацию со стороны, подумать, были ли в истории Земли похожие случаи (расовая, национальная дискриминация, дискриминация женщин), справедливо или несправедливо такое положение дел, почему.

В зависимости от действий ведущих, психологического климата в группе и ряда других факторов основная направленность игры может несколько изменяться. Рассмотрим некоторые варианты таких изменений, а также вопросы, которые можно обсудить в том или ином случае.

Ситуация 1.

«Голубоглазые» имеют достаточно демократические взгляды, и среди принятых ими законов нет ни одного, направленного на дискриминацию «кареглазых»; последние, однако, считают, что их права ущемлены, и настроены агрессивно. В результате определенных игровых действий (например, оказания давления на «голубоглазых» законодателей или «освободительного движения») «кареглазые» добиваются приоритетного статуса.

Вопросы для обсуждения:

– Помимо основной проблемы (допустимость дискриминации как таковой) возникает вопрос о политике правительства, пришедшего к власти на волне национально-освободительного движения.

Ситуация 2.

Разделение по какому-либо внешнему признаку не воспринимается участниками игры, и каждая группа считает, что она вправе участвовать в управлении государством наравне с другой стороной.

Вопросы для обсуждения:

– Какие факторы (экономические, политические, какие-либо еще) оказывают влияние на изменение отношения к людям другой национальности? (Отметьте, что обычно мы сильнее реагируем на внешние признаки, «выдающие» принадлежность человека к другой национальности, чем, например, на соответствующую запись в паспорте.)

Ситуация 3.

можно предложить очень интересный вариант: нужно полностью отделить «кареглазых» от «голубоглазых», пометить дома, где они живут, парки, где они гуляют, транспорт и т. д., но не потому, что «голубоглазым» неприятно с ними встречаться, не из ненависти или боязни. поскольку люди двух групп имеют принципиально разное устройство психики, им и встречаться вредно: они не могут понять друг друга, а значит, возрастает возможность конфликта, люди будут испытывать стрессы («давайте разъединимся во избежание конфликтов»). Предложенное «разделение труда» можно законодательно закрепить.

Вопросы для обсуждения:

– Можно ли принятое решение рассматривать как выход из положения, если одну из сторон оно не устраивает?

– Действительно ли различия между «кареглазыми» и «голубоглазыми», которые назвали «инопланетяне», столь глобальны?

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: