О необходимости в непрестанном чтении, доколе человек не приимет Утешителя

О ЧТЕНИИ

“Доколе не приду к тебе, - говорит благодать Божия подвижнику Божию, - и, вселившись в тебя, не заменю собой всякое наставление извне, занимайся внимательно чтением, молитвой, наставляйся учением преуспевших. Не позволяй себе нерадения и с постоянством пребывай во внимании. Тогда постепенное преуспеяние твоё будет очевидно; ты стяжаешь спасение и будешь полезен для ближних словом назидательным и спасительным (Дóндеже прiидý, - говорит благодать Божия подвижнику Божию, - внемли́ чтéнiю, утѣшéнiю, учéнiю. Не неради́ о сво­éмъ даровáнiи живýщемъ въ тебѣ́, éже данó тебѣ́ бы́сть по Крещению – моя ред., см. 1 Тим. 4:13-16) (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. II; Размышление, заимствованное из 1-го послания св.
Апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни, стр. 159)
.

Сравни с: "Пока человек не приимет Утешителя, потребны ему Божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлевалось в мысли его, и непрестанным чтением обновлялось в нем устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей: потому что не приобрел он еще силы Духа, которая удаляет заблуждение, берёт в плен душеполезные памятования и приближается к холодности при рассеянии ума.

Ибо когда сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писаний укореняются в сердце заповеди Духа, и тогда втайне учится у Духа и не имеет нужды в пособии вещества чувственного, потому что, пока сердце учится от вещества, непосредственно за учением следуют заблуждение и забвение, а когда учение преподается Духом, тогда памятование сохраняется невредимым".

(ИСААК СИРСКИЙ, слова подвижнические, слово 58).

Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О чтении Евангелия, стр. 122).

Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О чтении святых отцов, стр. 126).

Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О чтении святых отцов, стр. 127).

Чтение писаный отеческих — родитель и царь всех добродетелей (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О чтении святых отцов, стр. 127). Сравни с «…Молитва есть мать и глава всех добродетелей (Лествица. Заглавие слова 28-го. Преподобный Макарий Египетской. Слово 3. гл. 1), как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, — усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом…» (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О молитве, статья I, стр. 158).

Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О чтении святых отцов, стр. 128, - Заимствовано из: Преп. Нил Сорский. Правила).

"Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни" (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О чтении святых отцов, стр. 128, - Заимствовано из: святой Епифаний Кипрский, Алфавитный Патерик).

Замолкли живые органы Святого Духа: проповедует истину — изреченное Святым Духом — Писание (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Истина и Дух, стр. 138).

Слёзный дар — это осенение благодати Божией — наиболее посещает подвижников во время внимательной молитвы, будучи обычным плодом её; иным приходит он во время чтения; другим во время какого-либо труда […] Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слёзы: потому что слёзы — плод, а цель монашеской жизни — достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О слезах, стр. 231).

Преподобный Феодор Енатский сказывал, что “он знал инока, безмолвствовавшего в келии и имевшего рукоделием плетение веревок. Когда этот инок сидел и плел веревку, занимаясь умною молитвою, то приходили ему слёзы. Тогда он вставал для молитвословия; но при этом слёзы прекращались. Брат садился, и принимался за веревку, сосредоточивая в себе мысли, и слёзы опять приходили. Равным образом, когда он сидел и читал, приходили слезы. Он вставал на молитву, и слезы немедленно прекращались. Только что он снова принимался за книгу, — слезы возвращались ”. По поводу этого Преподобный сказал: “Справедливо изречение святых Отцов, что плач — учитель. Он научает всякого человека, тому, что ему полезно” (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; О слезах, стр. 231, - Заимствовано из: Преподобный Феодор Енатский, Алфавитный Патерик).

Если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит её незасеянною, то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Пост, стр. 153, - Заимствовано из: Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении).

Читающий святых писателей неприметно приобщается обитающему в них и глаголющему ими Святому Духу (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Сети Миродержца, стр. 452, - Заимствовано из: Св. Пётр Дамаскин. Добротолюбие, ч. I, О рассуждении).

Где ныне почивают слова Духа? — В книгах Священного Писания и святых угодников Божиих, в книгах, написанных по внушению и под влиянием Святого Духа […] и эти-то книги — свет лучей закатывающегося Солнца Правды, назначенный всеблагим Богом для освещения последних часов дня христианского (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Размышление при захождении солнца, стр. 462-463).

“О, любимый мой читатель, хочешь ли, покажу тебе нечто, честнее чистого злата, и серебра, и многоценного бисера, и камня драгого! Ты ничем не возможешь найти и купить Царства Небесного, будущей радости и покоя, как только этим. Это — уединенное чтениеислушание со вниманием и усердием святых книг Божественного Писания. Невозможно, невозможно спастись тому, кто не будет часто читать Боговдохновенного святого Писания. Как птица без крыльев не может возлететь на высоту, так и ум без книг, одними собственными помышлениями, не может домыслиться, каким образом получить спасение. Чтение в уединении и слушание со вниманием и усердием святых книг Божественного Писания — родители и начало всех добродетелей и всякого благого дела: потому что все добродетели рождаются от них, от них начинаются. Уединенное чтение и слушание со вниманием и усердием святых книг Божественного Писания, с целью деяния и своего спасения, рождают всякую добродетель, служат источником благ, отгоняют от нас всякую греховную и злую страсть, всякое греховное похотение, желание и действие, своё и бесовское. Святые Отцы признают уединенное чтение и слушание со вниманием и усердием святых книг Божественного Писания старейшиною и царем над всеми добродетелями”... Под Божественным Писанием священноинок разумеет не одни священные книги Ветхого и Нового Завета, но и писания святых Отцов; в этом случае он выражается так же, как и преподобный Нил Сорский (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Посещение Валаамского монастыря, стр. 506-507, - Заимствовано из: Цветник священноинока Дорофея, предисловие).

Все они (аскетические святые писатели Восточной Церкви – ред.) единогласно утверждают, что, для непогрешительного шествия путём иноческих подвигов, необходимо руководство писаниями святых Отцов, что это — единственный способ спасения, остающийся нам по умаления духовных наставников (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Посещение Валаамского монастыря, стр. 507).

Сын Восточной церкви проникнут святою истиною и кротким миром. […] Этот характер воспитывается в православном христианине чтением Священного Писания и творений святых Отцов; христианин, напитываясь этим чтением, соделывается наперсником Истины и причастником подаваемого Ею Святого Духа (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Посещение Валаамского монастыря, стр. 507).

[…] Не давайте благой ревности остывать в душах ваших; обновляйте, поддерживайте её чтением святых отеческих книг; бегите в эти книги умом и сердцем, уединяйтесь в них мыслями и чувствованиями (Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т. I; Посещение Валаамского монастыря, стр. 516-517).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: