Следует различать контроль как управленческое действие и как функцию.
Контроль как управленческое действие – сопоставление менеджером 2х результатов: на воображаемом уровне и фактический.
Повседневная деятельность менеджера состоит из трёх этапов: выработка критериев оценки (+временная увязка); сопоставление факта со стандартом; выбор линии поведения, связанной с результатами контроля.
Контроль как функция отличается от действия своей масштабностью и растянутостью во времени. Пронизывает все этапы управленческой деятельности. Идеал – условия производства такие, что брак допустить невозможно.
Типы контроля: предварительный (финансовый, ресурсы, персонал), текущий, заключительный (предотвращение брака, данные для планирования, корректировка).
Контрольные функции осуществляются на основе двухстороннего общения с подчинёнными.
ПУР – планирование процесс реализации решения - организация процедуры реализации плана – мотивирование- контроль
Контрольные функции представляют собой сопоставление двух форм результатов – тех, на получение которых мы настраиваем себя, с которыми связываем свои ожидания и тех, которые фактически получаем. Сопоставление плана и факта.
Функция контроля выступает завершающим этапом деятельности менеджера применительно к ПР. Но утверждение о завершающем этапе носит относительный характер, т.к.
1. менеджер может быть неудовлетворен результатом контроля. Может последовать этап внесения корректив или принятия др. решения, а далее соответственно, совершения целостного цикла своих профессиональных обязанностей.
2. Менеджер одновременно работает над реализацией совокупности решений, которые взаимосвязаны и получение конкретного, пусть даже удовлетворительного результат вовсе не означает завершения его профессиональной деят-ти. Необходимо работать над реализацией др. решений.
3. Менеджер редко бывает удовлетворен результатами контроля- постоянно хочется усовершенствовать все то, что выступает в качестве объекта его управления.
Контроль выступает той базой/ импульсом, которая служит основой для принятия последующих решений в целях дальнейшего совершенствования деятельности орг. и повышения ее прибыльности
Цели контроля:
Основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей.
Повышение качества товара и труда
Бездефектная работа
Повышение квалификации работников
Типы и методы контроля:
Основная сфера контроля – это специализация организации, т.е. все то, что непосредственно связанно с производством товара, услуги.
Среди всех выделяемых объектов контроля первостепенную роль играет технология производства товара – стремление обеспечить в рамках организации соблюдение избранного технологичного режима, не допускать сбоев, нарушений. Любая избираемая технология предполагает получение количественных и качественных результатов только в случае соблюдения всех требований и правил, свойственных данной технологии.