Особенности речевого развития

Параметры обследования Начало года Конец года  
I. (1)Коммуникативно-речевые умения  
1.Контактность          
2. Речевая активность      
3. Общее звучание речи (темп, интонационная выразительность, внятность, назализованность, смазанная, разборчивая)      
4. Общая осведомленность      
Общая оценка:      
II. Лексическое развитие  
2.Словарь предметов  
А. Повседневная лексика Кукла, мишка, мяч, машинка, матрешка, пирамидка, тарелка, блюдце, кастрюля, чашка, чайник Кукла, мишка, мяч, машинка, матрешка, пирамидка, тарелка, блюдце, кастрюля, чашка, чайник  
Б. Редкоупотребляемая лексика Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, рельсы, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатки Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, рельсы, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатки  
Оценка:      
3. Глагольный словарь  
Зайчик      
Рыба      
Ребенок      
Мама      
Самолет      
Снежинка      
Оценка:      
4. Словарь наречий  
Плачет малыш      
Летит самолет      
Играют дети      
Оценка:      
5. Подбор определений  
Рубашка      
Дом      
Яблоко      
Лиса      
Девочка      
Зима      
Оценка:      
6. Многозначность слов  
Ножка      
Язычок      
Носик      
Горлышко      
Оценка:      
7. Словарь притяжательных местоимений  
  ваш, мой, его, наш, их ваш, мой, его, наш, их  
Оценка:      
8. Подбор синонимов  
Дети      
Дом      
Врач      
Грустный      
Большой      
Веселиться      
Бегает      
Шагает      
Плачет      
Оценка:      
9. Подбор антонимов  
Жара      
Тишина      
Чистый      
Мокрый      
Больной      
Смеяться      
Одеваться      
Говорить      
Медленно      
Высоко      
Оценка:      
10. Дифференциация близких по смыслу понятий Серия «А»  
Мама шьет      
Мама вяжет      
Мама вышивает      
Оценка:      
Серия «Б»  
Шьют      
Вышивают      
Вяжут      
Пришивают      
Оценка:      
11. Уровень обобщений  
Животные      
Игрушки      
Овощи      
Фрукты      
Посуда      
Одежда      
Люди      
Транспорт      
Оценка:      
III. Уровень сформированности грамматического строя языка  
12. Проверка общего уровня языковой компетенции Серия «А»  
Дети, ложитесь спать!      
В саду росло много яблонь.      
Белка перепрыгивала с ветки на ветку.      
Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа.      
Ваня сказал маме, что не пойдет гулять.      
Цветы засохнут если их не поливать.      
Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.      
Оценка:      
Серия «Б»  
Я люблю мама.      
Мальчик рисовает красками.      
Петя ест спелый яблок.      
В море плавают рыбка.      
Малыши построили много домов из песков.      
У кошки родились котенки.      
Оценка:      
13. Проверка умения конструировать предложения  
Ребята, гулять, лес;      
Мама, сливы, купить, дочка;      
Малыш, бабушка, коляска, укладывать.      
Оценка:      
14. Образование существительных множественного числа в именительном падеже Серия «А»  
Одна рука, а если их много, то это -      
Один глаз, а если их много, то это -      
Одно ухо, а если их много, то это -      
Одно Копыто, а если их много, то это -      
Один стул, а если их много, то это -      
Один карандаш, а если их много, то это -      
Один гусенок, а если их много, то это -      
Один медведь, а если их много, то это -      
Одно окно, а если их много, то это -      
Оценка:      
15. Образование существительных множественного числа в родительном падеже Серия «Б»  
Не стало: Рук      
Глаз      
Ушей      
Копыт      
Стульев      
Карандашей      
Гусят      
Медведей      
Окон      
Оценка:      
16.Образование предложно-падежных форм существительных  
Где стоит коробка? (на столе).      
Где лежит игрушка? (в коробке).      
Откуда я достаю игрушку? (из коробки).      
Куда я поставила коробку? (под стол).      
Откуда я достала коробку? (Из-под стола).      
Куда я посадила зайку? (На пол).      
Откуда я взяла зайку? (с пола)      
Где сидит зайка? (за шкафом).      
Откуда выглядывает зайка? (из-за шкафа).      
С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром).      
Над чем порхает бабочка? (Над цветами).      
Оценка:      
17. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже Серия «А»  
Синий чайник      
Синее ведро      
Желтое солнце      
Желтые кружки      
Желтая репка      
Желтый банан      
Красные флажки      
Красный чайник      
Красное платье      
Красная ягода      
Зеленая лягушка      
Зеленые пуговицы      
Зеленый огурец      
Зеленое ведро      
Оценка:      
Серия «Б»  
Синего чайника      
Синего ведра      
Желтого солнца      
Желтой репки      
Желтого банана      
Желтых кружек      
Красных флажков      
Красного чайника      
Крансого платья      
Красной ягоды      
Зеленой лягушки      
Зеленых пуговиц      
Зеленого огурца      
Зеленого ведра      
Оценка:      
Серия «В»  
Белая, пушистая – это кошка или котенок?      
Красное, спелое – это яблоко или помидор?      
Серый, голодный – это волк или мышка?      
Оценка:      
18. Образование сравнительной степени прилагательных  
Этот цветок красивый, а этот еще…      
Этот дом высокий, а тот еще…      
Этот мальчик умный, а тот еще…      
Эта девочка хорошая, а та еще…      
Оценка:      
19. Навыки словообразования Серия «А»  
Козы      
Собаки      
Коровы      
Свиньи      
Курицы      
Утки      
Пингвина      
Льва      
Серия «Б» образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме  
Дом      
Кукла      
Яблоко      
Стул      
Елка      
Оценка:      
Серия «В» образование относительных прилагательных  
Кораблик из бумаги      
Лопата из железа      
Сок из яблок      
Компот из слив      
Баба из снега      
Конфета из шоколада      
Ваза из стекла      
Оценка:      
Серия «Г» образование притяжательных прилагательных  
Собаки      
Волка      
Зайца      
Лисы      
Птицы      
Оценка:      
Серия «Д» образование приставочных глаголов  
Мальчик идет.      
Мальчик подходит к дому.      
Мальчик выходит из дома.      
Мальчик входит в дом.      
Мальчик переходит улицу.      
Оценка:      
IV. (20)Обследования строения и моторики артикуляционного аппарата  
Губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные)      
Зубы (редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, отсутствуют)      
Прикус (открытый передний/боковой: двусторонний/односторонний, прогения, прогнатия)      
Небо (узкое, высокое, плоское, куполообразное, субмукозная расщелина) Мягкое небо (подвижное, малоподвижное)      
Язык (массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий)      
Подъязычная уздечка (короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)      
Саливация (норма, повышенная)      
Тонус (понижен, повышен, норма), Подвижность (достаточная, недостаточная, тремор, отклонения в сторону)      
Дыхание (ключичное, ключично-грудное, диафрагмальное), Ротовой выдох (сформирован, не сформирован)      
Голос (тихий, слабый, глухой, сиплый, неполетный, сдавленный)      
«Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Иголка», «Улыбка – Хоботок», «Качели», «Маятник», «Лошадка», «Орешек»      
Оценка:      
V. (21)Особенности звукопроизносительной стороны речи  
Звуки Произносит Замена Искажение Пропуск Смешение
а б в г а б в г а б в г а б в г а б в г
с                                        
с'                                        
з                                        
з'                                        
ц                                        
ч                                        
щ                                        
ш                                        
ж                                        
л                                        
л'                                        
Р                                        
р'                                        
                                         
                                         
                                         
                                         
                                                     

Оценка:

Примечание:

а – изолированное произношение; б – в слове; в – в предложении; г – в речи.

VI. (22)Сформированность фонематического слуха
Серия «А» Отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар)
Да-та-да Та-да-та    
   
Га-ка-га Ка-га-ка    
   
Ба-па-ба Па-ба-па    
   
Ка-ха-ка Ха-ка-ха    
   
Са-за-са За-са-за    
   
Са-ша-са Ша-са-ша    
   
Жа-ша-жа Ша-жа-ша    
   
Ча-тя-ча Тя-ча-тя    
   
Ся-ща-ся Ща-ся-ща    
   
Ра-ла-ра Ла-ра-ла    
   
Ва-фа-ва Фа-ва-фа    
   
Оценка:    
Серия «Б» Отраженное произведение рядов (пар) слов
Кот-год-кот    
Том-дом-том    
день-тень-день    
почка-бочка-почка    
Оценка:    
Серия «В» Дифференциация звуков в произношении слов
Ш-С Мишка-миска    
Ж-З Рожи-розы    
Ч-ТЬ Челка-телка    
Ц-С Цапля-сабля    
С-Ч Каска-качка    
Ч-Щ Челка-щелка    
Ль-Й Галька-гайка    
Л-ль Галка-галька    
Р-л Рак-лак    
Р-й Марка-майка    
Рь-й Моряк-маяк    
П-б Почка-бочка    
Т-д Тачка-дачка    
К-г Кости-гости    
Ы-и Мышка-мишка    
С-з Косы-козы    
Оценка:    
Серия «Г» Дифференциация звуков в произношении фраз
Старший братишка рассказывал страшную сказку.    
Старушка сушила пушистую шубу.    
Течет речка, печет печка.    
Юля уронила фарфоровое блюдце.    
Чайка отличается от цапли.    
У Сони цветик-семицветик.    
Жутко жуку жить на суку.    
В домишке жили мышки.    
Оценка:    
VII. (23) Сформированность слоговой структуры слова
1. Отраженное воспроизведение слов
Бегемот    
сосна    
Танкист    
Сквозняк    
Лекарство    
Сковорода    
Термометр    
Пингвиненок    
Фотографирую    
Оценка:    
2. Отраженное воспроизведение фраз
Хоккеисты выиграли турнир.    
Лариса связала братишке джемпер.    
Утром на деревьях защебетали ласточки.    
Саша возвращается с работы на транспорте.    
Мама покупает в универсаме фрукты.    
Оценка:    
VIII. (24) Навыки звукового анализа
Задание 1.
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы    
Па, ой, ав, ма, вы, ай, ух    
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок    
Задание 2.
Запомни и назови первый звук: А, О, У.    
Запомни и назови последний звук: О, Т, М.    
Задание 3.
Запомни и назови первый звук в слове «Оля»    
Запомни и назови последний звук в слове «кот»    
Задание 4.
Мак, кот, ваза    
Оценка:    
IX. (25) Исследование связной речи
  1. Проверка уровня понимания текста  
Выделение действующих лиц: Про кого мы читали?        
Понимание фактов, событий: Каких яиц купила хозяйка? Зачем хозяйка купила утиных яиц? Кто высидел утят? Курица знала, что она высидела не цыплят, а утят?    
Оценка поступков персонажей: Курица радовалась, что ее дети плавают? Почему? Утятам нравилось плавать?    
Оценка:    
2. Пересказ текста
Начало года Конец года
   
Оценка:    
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Начало года Конец года
   
Оценка:    
                 

Заключение учителя-дефектолога:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: