Ночной перелет

Большинство видов перелетных птиц мигрируют по ночам, причем это преимущественно те из них, которые проявляют активность и днем. Очевидно, у ночной миграции есть свои преимущества, иначе поведение птиц давно бы изменилось в ходе длительной эволюции. Многие дневные птицы, летящие ночью, могут раздобыть пищу только днем. Например, воробьиные всегда основа­тельно подкрепляются перед безостановочным перелетом над обширными морями, который часто занимает целую ночь. Исключение состав­ляют только дневные дальние мигранты из воро­бьиных, например ласточки, трясогузки и коньки. Ласточки, впрочем, добывают пищу во время полета.

Многие ближнеперелетные виды воробьиных совершают перелеты днем. Дальние же мигранты из этого отряда летят ночью, так как днем они заняты поисками пищи.

Вполне понятно, что изучение ночных мигра­ций птиц не велось столь интенсивно, как днев­ных. Весьма возможно, что перелетные птицы и в тем­ные ночи могут различать контуры суши, озер, рек, а также, например, белые ленты прибоя вдоль берегов и направление белых гребней волн на поверхности моря. Прибой, возможно, слышен так же хорошо, как и виден, даже если ночные мигранты летят высоко.

Можно было бы предположить, что луна выполняет для ночных мигрантов функцию, сходную с той, что солнце — для дневных. Однако еще в 1930-х годах было установлено, что луна не оказывает большого влияния на пере­леты птиц, это впоследствии было подтверждено при помощи разных методов. В последние годы изучение ориентации птиц во время перелетов показало, что действительно луна не имеет для этого боль­шого значения.

Опыты с перемещением крякв, синекрылых чирков, шилохвостей и канадских казарок, кото­рых выпускали на волю ночью, снабжая малень­кой лампочкой, показали, что птицы немедленно выбирают правильное направление к родному местообитанию при безоблачном небе. В пасмур­ную же погоду кряквы теряли ориентацию и чуть ли не впадали в панику. Эти опыты показали, что птицы все же могут в какой-то мере ориентироваться по луне или звездам. Однако надо учесть, что, например, кряквы являются ближними мигрантами, которые не делают таких рекордных перелетов, как дальние мигранты.

Опыты показали, что изучавшиеся виды птиц ориентировались по звездам.

Когда испытуемым славкам трех видов в периоды перелетов демонстрировались картины звездного неба, не соответствующие данному времени года, птицы были сбиты с толку. Когда им показывали весеннее небо осенью, они летели в направлении весеннего перелета. Если они видели осеннее небо весной, то летели к югу.

По крайней мере три мигрирующих ночью вида славок, видимо, ориен­тируются по звездам с учетом их положения в соответствующее время года в определенном районе. Каким образом птицы устанавливают направление перелета, еще неизвестно. Возмож­но, этот механизм наследственно обусловлен; пока никто не знает, как летит птица и где оста­новится. Хотя в опытах испытывались птицы, выкормленные в неволе и никогда раньше не видевшие ночного неба, они сразу без колебаний выбирали правильное направление. Опыты с индиговыми овсянковыми вьюрками в Северной Америке, дали интерес­ные результаты, показавшие, что картины со­звездий в местах гнездования фиксируются у птенцов и это проявляется во время их первого перелета.

У молодой птицы запечатлевается картина звездного неба, с помощью которой она устанавливает направление при первом же перелете. Это, однако, не способствует объясне­нию реакций видов на картины звездного неба в более южных широтах, которые наблюдаются во время первого перелета и которые, например, в опытах со славками-завирушками приводят к изменению курса. То, что ночные мигранты, содержащиеся в клетках, избирают направления перелета, отвечающие данному времени года и данной местности, было подтверждено на при­мере еще 12 видов птиц.

Тот факт, что перелетные птицы могут при отсутствии видимости пролетать значительные расстояния, выдерживая определенное направле­ние и при этом учитывая снос ветром, — одно из замечательных открытий, сделанных с помощью радиолокации. Как осуществляется ориентация птиц при таком «слепом» полете? Возможно, здесь помогают акустические средства ориента­ции.

Как правило, птицы летят молча, не заглушая звуков, поступающих извне. Предполагают, что птицы могут воспринимать звуки на гораздо больших высотах по сравнению с возможностями человеческого слуха. С помощью шаров-зондов удалось на значительных высотах зарегистриро­вать звуки, исходящие ночью от земной поверх­ности. При этом обнаружилось, что, например, шум поезда слышен за 6400 м, гул Ниагарского водопада— за 4500м, лай собак— за 1800, голоса людей, кваканье лягушек и шум текущих вод— за 1000, стрекот сверчков— за 750, шум морских волн — за 100 м и т. д.

Ночные мигранты над Луизианой, как выясни­лось, летят на высотах от 250 до 2400 м. По-видимому, они без труда воспринимают раз­ные звуки с земной поверхности.

Многие птицы, совершающие перелеты ночью, периодически издают призывные крики, что имеет ориентационное значение и, кроме того, видимо, помогает удерживать стаю сомкнутой или общаться с другими птицами того же вида. Замечено, что птицы чаще подают голоса при облачной или туманной погоде, когда эти звуки к тому же лучше всего слышны. Интенсивность призывов возрастает также при перелетах вдоль берегов.

Высказывалось предположение, что птицы подают голоса во время ночных перелетов, чтобы уловить эхо от земной поверхности. Управляемые шары-зонды воспринимают эхо от собственного звука через 8 секунд на высоте порядка 1300 м.

Итак, установлено, что птицы получают и используют звуковую информацию от земной по­верхности, но не выяснено, каким путем перера­батывается эта информация в целях ориентации перелета в определенном направлении.

Как находят молодые дальние мигранты свои места зимовок во время первого перелета?

Готовность пти­цы к перелету во многом зависит от внутренних физиологических факторов. Если их воздействие прекращается в пути, миграция прерывается, ко­нечно, при условии, что птица очутится в таком месте, где для нее есть подходящие экологические условия.

Ранее указывалось, что у молодых птиц во время их первого перелета окончание миграции связывается с достижением мест зимовки; следо­вательно, влияние среды именно в этих местах определяет прекращение перелета. Но бывает и наоборот: время и место завершения перелета может предопределить тонко устроенный у даль­них мигрантов временной механизм, как раз он может предрешить «выбор» мест зимовок.

Фактические подтверждения данной гипотезы недавно были представлены. Была обнаружена четкая временная зависимость между продолжительностью периода перелетного беспокойства у этих видов и расстоянием, кото­рое они обычно пролетают осенью. Сходная кар­тина была обнаружена и при опытах с пеночкой-теньковкой. Упомянутые виды мигрируют на разные расстояния — от 250 км (сардинская славка) до 5 тыс. км (садовая славка), что, разу­меется, определяет и весьма значительные разли­чия в длительности перелетного беспокойства у соответствующих видов. Это значит, что дальняя миграция птиц предопределена во времени; она прекращается в тот момент, когда птицы дости­гают определенного места зимовки. Не только каждый вид, но также и разные популяции кон­кретных видов птиц отличаются разной продол­жительностью внутренних и унаследованных вре­менных механизмов, от которых зависит даль­ность перелета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: