При смене привычного акустического птенцового фона и резком изменении биологической ситуации для выводковых птиц характерны ориентировочные сигналы. Отсутствие напряженности ситуации (например, длительное отсутствие контактов с родителями или собратьями) маркируется изменением ритма излучения импульсов. Как правило, это достирается путем увеличения количества структурных элементов в посылке. Ритмическая последовательность одиночных импульсов плавно преобразуется в гомотипическую секвенцию позывов, включающих 2—3 импульса (рис. 36). При сохранении напряжениости ситуации происходит дальнейшее нарастание ритма сигналов, осуществляемое как бы за счет возврата к первоначальному структурному варианту: образуется гомотипическая секвенция импульсов с высоким ритмом повторения. Этот фрагмент динамического состояния вокализации.принято идентифицировать как сигналы «дискомфорта». Динамический сигнальный ряд от ориентировочных до «дискомфортных» звуков характеризуется нарастанием ритма излучения. В большинстве случаев именно сигналы «дискомфорта» являются завершенным звеном сигнального ряда. Встреча партнеров по выводку или любое другое благоприятное изменение ситуации приводит к переходу на «комфортную» вокализацию (рис. 36).
Если отрицательное «социальное» (или физиологическое) состояние продолжает оставаться ведущей мотивацией, то функцию завершающего звена выполняют сигналы «бедствия». При этом изменяется не только динамическая организация сигнального ряда, но и структурная: увеличение ритма излучения импульсов сопровождается сокращением их длительности. Сигналы могут приобретать трелевое звучание. Звуки «бедствия» служат маркерами максимально опасной ситуации (птенец cxвачен хищником и т. п.).
Ориентировочные и «дискомфортные» звуковые сигналы птенцов выводковых птиц выполняют функцию сигналов связи и вызывают поисковую реакцию приближения. Увеличение частоты повторяемости отдельных элементов обеспечивает большую вероятность приема сигнала при наличии помех. Наблюдения за выводками куриных и пластинчатоклювых в природе показывают, что интенсивность поисковой реакции у птенца возрастает при увеличении ритма сигналов, излучаемых другим членом семьи (например, при переходе от ориентировочных к «дискомфортным» звукам). Таким образом, взаимная акустическая ориентация птенцов в выводке обеспечивает один из механизмов его интеграции и имеет важное адаптивное значение. Сигнальный ряд, отражающий динамику отрицательных мотиваций, может сопровождаться не только адекватным увеличением роли «интегративного» поведения птенцов. При достижении определенного уровня мотивации возможен переход к иным формам поведения. Например, излучение сигналов «бедствия» вызывает в выводке реакцию бегства или «затаивания». Подобные механизмы «дезинтеграции» играют важную роль в обеспечении сохранности семейных групп.
В динамике сигнального ряда, отражающего «комфортные» (в широком смысле) мотивации, прослеживаются аналогичные закономерности (рис. 36). Начальным элементом ряда могут, как и в случае отрицательных мотиваций, служить ориентировочные звуки. Наиболее полный «идеализированный» сигнальный ряд выглядит следующим образом: ориентировочные звуки — «комфортные» сигналы (одиочное кормление) — «комфортные» сигналы (групповое кормление) - «комфортные» трели насыщения — «сонные» трели. Выделя категории звуковых сигналов, отражающих динамику «комфортных» мотиваций, имеют самостоятельное функциональное э ние, заключающееся в стимуляции и синхронизации пищевого поведения, отдыха, сна и т. п.
Рассмотренная динамика отрицательных и положительны мотиваций, а также отражающие ее сигнальные ряды в сумме составляют фоновое поведение птенцов. Особый интерес представляет переход от фоновой «дискомфортной» вокализации к «комфортным» формам поведения и наоборот. Возможны два варианта перехода: быстрый (рис. 36) и плавный. Первый свойственен для ситуаций, когда отбившийся от выводка птенец после длительного одиночества встречается с родителями или собратьями. Аналогичным образом звуки «приветствия» у гусят резко сменяются агрессивными сигналами при появлении в выводке «чужака». Второй вариант перехода отражает медленную смену мотиваций (например, птенец согревается после сильного охлаждения). В этом случае сигнальный ряд, отражающий динамику мотиваций, включает промежуточные категории звуков.
В некоторых случаях промежуточные категории сигналов маркируют вполне определенную поведенческую реакцию. Например, пищевые сигналы птенцов у большинства видов куликов представляют собой конгломерат из «контактных» и «комфортных» сигналов при согревании. Если учесть что непосредственному кормлению предшествуют короткие перебежки за родителями в поисках корма, чередующиеся с паузами, необходимыми для обогрева под взрослой птицей, то происхождение и место данной промежуточной категории вокализации в общей стратегии пищевого поведения становятся понятным.
Необходимо учитывать, что экспресс-изменения ситуации вызывают соответствующие изменения и в фоновом поведении птенцов. Появление хищника, о котором предупреждают родители (или он замечен птенцами), прерывает рассмотренные нами выше сигнальные ряды в любой их «точке». Происходит качественно новый скачок — излучаются сигналы тревоги, блокирующие все формы «комфортного» и «дискомфортного» поведения. Следует реакция «затаивания», которой иногда предшествует короткая побежка птенцов в укрытие (например, в заросли травы и т. п.).
Акустическая сигнализация играет важную роль и в организации гнездового поведения птенцов имматуронатных птиц - пищевая вокализаиия птенцов служит важнейшим фактором синхронизации пищевого поведения. Пищевая реакция включает целый ряд моторных реакций который, однако, нельзя рассматривать в отрыве от акустического компонента. Эндогенный цикл пищевой активности, определяющий спонтанное возникновение пищевой реакции в отсутствие сенсорных стимулов — сигналов прилета родителей с кормом синхронизируется в выводке акустической и двигательной активностью птенцов. Спонтанная пищевая реакция проявляется, прежде всего, у птенцов с наиболее сильной пищевой мотивацией. Вступление остальных членов выводка в «пищевой хор» трудно определить как спонтанный поведенческий акт, поскольку он индуцирован двигательной и вокальной активностью наиболее голодных птенцов.
Голодные птенцы излучают высокочастотные «верещащие» звуки. Спектральные характеристики сигналов подвержены возрастным изменениям: от 1,6—6,8 кГц — у однодневных птенцов до 3,8—6,0 кГц и 2,8—4,6 кГц — у 3- и 7-дневных, предъявление птенцам зрительных адекватных раздражителей макет головы чайки) вызывает изменение вокализации — верещание птенцов сменяется сиплым писком. Длительность импульсов сокращается с 0,3—0,38 с до 0,1—0,3 с. птенцов.
Нарастание уровня отрицательных мотиваций (например, длительная изоляция птенца от собратьев, ссаживание его с незяакомыми птенцами сопровождается уменьшением длительности звуков (0,1-0,23 с) и увеличением ритма их излучения. В критически опасных ситуациях (птенец схвачен хищником или находится в руках человека) характерны сигналы бедствия.
Итак, нарастание уровня мотиваций (как положительных, т и отрицательных; находит свое отражение в сходных тенденциях звукового сигнального ряда: сокращении длительности отдельных структурных элементов и увеличении ритма излучения
Синхронизация пищевого поведения птенцов устанавливается в течение 3 дней после вылупления. Акустический компонент в процессе синхронизации пищевой реакции выводка озерных чаек играет ведущую роль.