Впоследствии Д.Б. Эльконин развивал понятие ведущей деят-ти, добавив еще два признака

Признак первый: ведущая деят-ть задает ведущий для данной возрастной стадии тип отношений и форму общения со взрослыми и сверстниками. Каждая форма ведущей деят-ти связана с определенной формой общения.В младшем школьном возрасте ведущая деят-ть - учебная. Отнош-я ребенка и взрослого строятся по типу: «ты учишь - я учусь». Взрослый - носитель социальных способов, знаний, контроля, оценки. Поэтому оценка учителя непререкаема. При переходе в среднюю школу меняется характер общения между учителем и учеником: ребенок спорит, апеллирует к собственному мнению, к мнению товарищей. Изменение общения отражает изменение ведущей деят-ти. Ею стало интимно-личностное общение ребенка со сверстниками, а содержанием деят-ти - освоение равноправных отношений.

Признак второй: ведущая деят-ть связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые на данной возрастной стадии являются источником развития. Они задают ту идеальную форму, которая содержит образец будущего новообразования. Это очень важное дополнение. Среда действительно является источником развития, однако само социальное окружение ребенка длительное время принципиально не изменяется. Меняется чувствительность или сенситивность ребенка к разным элементам среды. Это можно показать на примере развития речи. Вы обращаетесь с фразой: «Ах, ты, мой маленький поросеночек» к ребенку моложе года или 5 лет. Реакция разная: один улыбается, другой надувается. В первом случае ребенок ориентируется на ласковую интонацию, и он будет рад, как угодно его назовите. Дошкольник ориентируется уже на семантику, значение становится ведущим. Различие в ориентиров*е на речь определяется ведущей деят-тью, задающей чувствительность к разным сторонам речи. Ведущая деят-ть связывает ребенка с элементами среды, являющимися источниками развития. Это позволяет понять, почему при относительно постоянной среде развитие приводит к формированию различных новообразований на разных возрастных стадиях. Меняется ведущая деят-ть -- меняется чувствительность к различным составляющим среды. Деят-ть определяет, что в среде важно, а что второстепенно, на что ребенок ориентируется и с чем он взаимодействует.

Закон периодичности по Д.Б. Эльконину: в каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением м\у тем, что он усвоил из системы отношений «чел-к – человек», и тем что он усвоил из системы отношений «человек – предмет». Как раз моменты где это расхождение принимает наибольшую величину, и называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой. Кризисы это переломные моменты в развитии ребенка. Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сферы: мотивационно-потребностную (М – П) и операционно-техническую (О – Т). Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деят-ти (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем – операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деят-ти. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой, – на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия отражается и в макроструктуре периодов псих. разв-я. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деят-ти: за деят-тью одного типа, ориентации в системе отношений следует деят-ть другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Этот закон позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики:1) период (эпоху) раннего детства Д.Б. Эльконин делит на две стадии – младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы), открывающееся кризисом новорождённости, и ран. воз-ст (с освоением опeрационально-технической сферы) с кризисом 1-го года жизни; 2) период детства делится на дошкольный (М-П) возраст, открывающийся кризисом 3 лет, и младший школьный (О-Т) с его кризисом 7 лет; 3) период отрочества делится на подростковый возраст (М-П) с кризисом 11–12 лет и раннюю юность (О-Т) с кризисом 15 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: