Общие положения

Организация образовательного процесса по кредитной технологии обучения в резидентуре по специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» ведется на основе Государственного общеобязательного стандарта образования РК (ГОСО) и типовых учебных планов (ТУП), утвержденных МЗРК. По специальности имеются необходимые ГОСО, типовые учебные планы специальностей, типовые программы дисциплин.

Перечень образовательных программ (ОП) высшего образования в рамках специальности устанавливается Ученым советом Университета в соответствии с требованиями ГОСО РК и типовыми программами дисциплин. Внесение изменений или дополнений в ОП осуществляются с соблюдением требований ГОСО РК. По всем образовательным программам бакалавриата, интернатуры, резидентуры, магистратуры и докторантуры PhD своевременно приобретены ГОСО РК, а через республиканские учебно-методические объединения (РЦИТ МОН) все они обеспечены типовыми учебными программами.

Процесс утверждения образовательных программ по всем специальностям Университета начинается с их обсуждения, внесения корректировок, дополнений на заседаниях рабочих групп специализированных кафедр. Затем обсуждение переносится в КОПСы, советы факультетов и завершается их утверждением на заседании УМС Университета.

Все ОП АО «МУА» составлены в соответствии с профессиональными и научными требованиями к социальным и профессиональными компетенциям, периодически проходят рецензирование и являются востребованными и способствуют формированию универсальных и профессиональных компетенций выпускника. Основные характеристики учебных дисциплин отражены в соответствующих рабочих учебных программах. В них реализован компетентностный подход, синтез теоретических знаний и практических умений, широкое использование в учебном процессе активных интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, проведение форумов, выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ, тестирование знаний, умений и навыков).

Организация образовательной деятельности в АО «МУА» осуществляется посредством планирования учебно-воспитательного процесса и содержания образования, выбора способов их проведения. Структура содержания образования определена в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: объем учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала и др.

Организация, предоставляющая ОПР, должна иметь систему мониторинга ее реализации и контролировать достижение конечных целей обучения. Должны быть разработаны и внедрены механизмы объективной оценки образовательной программы, затрагивающие ее основную часть, прогресс обучающихся, определяющие и выявляющие проблемы.

Основными принципами развития медицинского образования являются качество, компетентностный подход, интеграция с наукой и практикой, гибкость, конкурентноспособность, социальная ответственность.

При и разработке ОПР на кафедре принят компетентностный подход, который является единой системой определения целей, отбора содержания, организацией процесса подготовки специалиста на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность профессиональной деятельности специалиста.

Определение степени усвоения компетенций включает в себя описание показателей владения компетенциями для каждого уровня обучения, а также оценочный инструментарий, позволяющий диагностировать степень освоения ключевых компетенций с работадателями, специалистами.

Для мониторинга реализации ОПР и контроля достижения конечных целей обучения в вузе разработан стандарт «Компетентностная модель резидента». Все компетенции резидента разделены на 2 группы: универсальные и профессиональные.

Под универсальными компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что ведет к формированию социальной компетентности и личному развитию обучающихся. К универсальным компетенциям относятся: знание биомедицинских наук, социально-этические навыки, коммуникативные навыки, навык работы в команде, навык менеджмента и лидерства, правовые навыки, языковые навыки, навык постоянного совершенствования.

Под профессиональными компетенциями понимается готовность (способность) выпускника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи.

К профессиональным компетенциям резидентов по специальности «Инфекционные болезни, в том числе и детские» относятся знания, навыки и умения по клинической симптоматике актуальных инфекционных болезней, в том числе и детских, их диагностики, лечения в стационарных и амбулаторных условиях, организации профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Резиденты в процессе обучения по ОП специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» должны быть компетентными в вопросах:

· законодательства в здравоохранении и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов здравоохранения и отдельных меди­цинских организаций в Республике Казахстан;

· организации медицинской, социальной, правовой помощи, в том числе наркопотребителям в местах лишения свободы, ВИЧ-инфицированным потребителям инъекционных наркотиков (ПИН), лицам, живущим с ВИЧ (ЛЖВ);

· организации инфекционной помощи в республике, работе стационарно-поликлинических учреждений, организации работы скорой неот­ложной помощи взрослому и детскому населению;

· клинической симптоматики основных инфекционных и детских инфекционных заболеваний, их профилактики, диагностики и принципах лечения, клинической симптоматики пограничных состояний в инфектологии;

· фармакотерапии в клинике инфекционных и детских инфекционных бо­лезней, осложнений, вызванных применением лекарств, методах их коррекции;

· противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции.

Разнообразие форм проверки достижений резидентов позволяет достичь целей реализации ОПР по специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские». Так для проверки исходного уровня и некоторые виды итогового контроля по отдельным дисциплинам осуществляется путем тестирования. База тестовых заданий по всем дисциплинам специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» имеют рецензии, тесты рассматриваются, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры.

Организации, предоставляющей ОПР, следует периодически проводить оценку программы в части ее содержания, образовательного процесса, специфических разделов программы, общих конечных результатов обучения и пр.

· По специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» имеется ГОСО (2009), типовой учебный план, типовые программы дисциплин. Образовательная программа по резидентуре «Инфекционные болезни, в том числе детские» составлена в соответствии с профессиональными и научными требованиями к социальным и профессиональными компетенциям, периодически проводится рецензирование и способствует формированию универсальных и профессиональных компетенций выпускника. Основные характеристики учебных дисциплин отражены в соответствующих рабочих учебных программах. В них реализован компетентностный подход, синтез теоретических знаний и практических умений, широкое использование в учебном процессе активных интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, проведение форумов, выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ, тестирование знаний, умений и навыков. В Университете обучение резидентов проводится по ГОСО РК 2009 г. Структура ОП резидентуры по специальностям формируется из различных видов учебной, научной и клинической работы, практики, определяющих содержание образования, отражает их соотношение, измерение и учет. Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала в часах/неделях.

· Продолжительность освоения ОП резидентуры по специальностям составляет от 2 года. Первый год обучения проходит согласно типовому учебному плану. Учебный год состоит из 44 недель (2376 часов) и включает в себя теоретическую, клиническую подготовку. Каникулы продолжительностью не менее 8 недель между академическими годами. Итоговая аттестация продолжительностью не менее 4 недель. Учебная неделя состоит из 54 часов, 1/3 часть которых приходится на самостоятельную работу резидентов – стажеров во внеучебное время (в клинике – для профилирующих дисциплин).

· Расчетная трудоемкость учебной деятельности резидентов на примере дисциплин «Инфекционные болезни» всего 594 часов, аудиторные 396 (из них лекции 36, практические 360), самостоятельная работа 198 часов.

· ОП резидентуры «Инфекционные болезни, в том числе детские» содержит теоретическое обучение, включающее изучение базовых и профилирующих дисциплин, клиническое обучение, итоговый контроль по завершению каждой дисциплины, итоговую государственную аттестацию по специальности в конце резидентуры.

· Содержание образовательной программы соответствует ГОСО специальности, типовым программам по общеобразовательным, базовым, профилирующим учебным дисциплинам. Предусмотрено строгое и последовательное изучение общеобразовательных дисциплин (ООД), базовых дисциплин (БД), профилирующих дисциплин (ПД). Типовые учебные планы, рабочие учебные программы по специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские», реализуемым в АО «МУА», соответствуют требованиям ГОСО по содержанию и объему часов аудиторных и внеаудиторных занятий с учетом вузовского компонента, включая компоненты по выбору. Рабочие учебные программы обсуждаются на кафедрах и на заседаниях Комитета по образовательным программам специальностей послевузовского образования и утверждаются на заседаниях УМС.

· Образовательные программы в рамках дисциплин по выбору ежегодно пересматриваются и обновляются с учетом потребностей рынка труда и требований работодателей. С этой же целью в рабочих программах дисциплин предусмотрена возможность изменения тематического плана дисциплины до 40% и содержания дисциплины до 20%, с учетом внесения вопросов современных тенденций и инновационных технологий.

Организация, предоставляющая ОПР, должна систематически проводить, анализировать и реагировать на обратную связь со стороны преподавателей и слушателей резидентуры. Следует использовать результаты обратной связи для совершенствования и развития образовательной программы.

АО «МУА» установил механизмы по периодическому пересмотру, изучению и оценке реализуемых образовательных программ и обеспечивает качество процесса управления программами. Образовательные программы регулярно изучаются и оцениваются посредством получения обратной связи от студентов, ППС и заинтересованных сторон, включая работодателей, а также проведения анализа учебных достижений студентов. Обратная связь мониторируется и является основанием для пересмотра целей, задач и мероприятий деятельности Университета и содержания ОП.

В Университете функционирует эффективная система мониторинга деятельности вуза, разработанная согласно рекомендациям МС по осуществлению измерений, изданные в стандартах ISO9001:2008, ISO 10004 «Менеджмент качества – Удовлетворенность потребителей – Руководящие указания по мониторингу и измерениям»,

Согласно внутреннему документу СУ-МУА-12 «Мониторинг обратной связи», отдел менеджмента качества (далее – ОМК) совместно с подразделениями вуза проводит мониторинг и анализ удовлетворенности и восприятия основными потребителями (обучающиеся, работодатели, ППС).

С целью мониторинга качества образовательной услуги и ее улучшения, для выявления потребностей заинтересованных сторон, для оценки образовательной программы, улучшения и совершенствования деятельности всех подразделений ВУЗа проводятся анкетирования обучающихся, (подробный анализ анкетирований студентов представлен в Приложении 10,11,12.

Участники образовательного процесса, студенты и ППС вуза имеют прямую заинтересованность в реализации образовательной программы, и могут высказать свое мнение путем анкетирования и собеседования. Процедура анкетирования резидентов проводится систематически, в течение всего периода обучения. При анкетировании слушателей Университет охватывает все стороны обучения и жизни обучающихся:качество образовательного процесса (уровень учебно-методического обеспечения занятий,качество профессорско-преподавательского состава, организация самостоятельной работы резидентов, организация научно-исследовательской работы), качество результатов обучения, условия обучения,материально-техническая база (состояние аудиторногофонда, обеспеченность занятий лабораторным оборудованием, наглядными материалами и т.д.), уровень методического, информационного обеспечения учебного процесса, условий проживания и др. опросы об ожиданиях и реально полученных компетенциях слушателей, среде реализации образовательной программы, доступности информационных ресурсов.Результаты анализа содержимого ящиков доверия отражают механизмы участия студентов и ППС в мониторинге программы

АО «МУА» регулярно проводит опросы, собирает, анализирует и использует полученные данные от заинтересованных сторон об образовательной программе резидентуры специальности «Инфекционные болезни, в том числе и детские». Слушатели могут быть вовлечены в процесс оценки образовательных программ путем выражения своего мнения и пожеланий в конце курса обучения или освоения конкретной дисциплины или путем анонимного анкетирования для выявления мнений и учета замечаний, предложений непосредственных потребителей.

Согласно результатам анкетирований резидентов специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» выявлено следующее: основной целью прохождения обучения является - расширение объема знаний и кругозора; обновление знаний и навыков. Оценка организации и условий обучения оценивается респондентами на 10 баллов, удовлетворенность качеством преподавания и обучения на 9 баллов, соответствие содержания лекций, занятий планируемым темам цикла – 9 баллов, доступность изложения материала – 10 баллов, достаточность и качество демонстрационного материала – 10 баллов, то есть оценка качества преподавания, содержания занятий, организация и условия обучения в Университете по оценке обучающихся находится на достаточно высоком уровне. Языковой барьер при усвоении материала отсутствовал, ответили 100% респондентов. Доступность литературы в библиотеке и работы в интернет-классе была оценена на 10 баллов. Основным итогом прохождения обучения является получение новых знаний, навыков, закрепление и улучшение имевшихся знаний и навыков, повышение творческого потенциала, возможность увидеть больных с патологией, с которой ранее в практике не встречались, возможность видеть новые методы лечения, то есть обучение способствует повышению уровня образования и подготовки обучающихся и реальному применению приобретенных навыков на практике.

После прохождения обучения смогут самостоятельно применить новые знания и навыки в практической деятельности полностью – 100% респондентов. Продолжить последующее обучение в АО МУА желают 100% респондентов, что подтверждает высокий статус Университета, и хорошую работу высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава вуза. (см.Приложение 1).

В ходе проведенного анкетирования были даны рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию обучения резидентов, организации их клинической, научно-исследовательской деятельности, возможности реализации академической мобильности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: