Подготовка учителя к инновационной деятельности

Последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности (Сластенина В.А. и Подымовой Л.С.) представляет собой реализацию ряда этапов.

Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.

Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Система внутрифирменного обучения является формой организации подготовки взрослых, которая в последнее время становится все более востребованной и преобладающей в современных компаниях. Данный вид обучения носит практико-ориентированный характер и позволяет повышает уровень профессиональных компетенций практически без отрыва от производственной деятельности.

Организационное обучение – динамический процесс распространения знаний (информации) по решению производственных проблем, в ходе которого сотрудники университета получают и применяют полученные знания и практические навыки в работе, позволяющие им более успешно и эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды, вырабатывая при этом новые модели профессиональной деятельности, создающие конкурентное преимущество образовательной организации. Это процесс, в ходе которого происходит распространение интеллектуальной компоненты квалификации на «совокупного» работника, т.е. превращение знаний отдельного работника в знание всей организации.

Для «обучающейся» организации характерно использование любого опыта и знаний для достижения более эффективного обучения, воспитания и развития персонала. Как разновидности ресурсов организации различают явные и неявные знания. Явные знания (эксплицитные) можно охарактеризовать как сведения, содержащиеся на полностью или частично структурированных носителях, например, документах и т.п. Неявные знания (тацитные) представляют собой совокупность сведений, формируемых вокруг нематериальных факторов, образующих нематериальный опыт человека [6, c. 46]. К ним относятся знания, квалификация, опыт сотрудников компании, они доступны для окружающих только в результате общения с человеком - носителем этих знаний.

Характерными чертами обучающейся организации являются:

· умение систематически решать проблемы с применением новых подходов;

· умение учиться как на собственном опыте, так и на опыте других;

· владение эффективными приемами распространения знаний внутри компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: