1. Назовите свою фамилию, имя, отчество.
2. Назовите свою фамилию, имя, отчество мамы, папы. (Вопросы, касающихся родителей, можно задавать, предварительно узнав от взрослых, есть ли отец, мать, участвуют ли они в воспитании ребёнка).
3. Кем работают твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живёшь, назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше – обед или ужин?
10. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, анне летом?
13.Что делают почтальон, врач, учитель?
14.Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
16.Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17.Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19.Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20.Кто больше: корова или коза? Птица или пчёлка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21.Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки зрения соответствующих представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребёнок может получить только 1 балл (за исключением контрольных).
2. Ребёнок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также, если ребёнок путает времена года, их признаки, «больше – меньше» без наглядных примеров.
4. К контрольным относятся следующие пункты-вопросы: 4, 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла; 7 – если ребёнок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл, если он называет с учётом месяцев, - 3 балла; 10 – за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признака) – 2 балла, до 3 признаков – 1 балл; 22 – за правильный ответ 2 балла.
5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14 – 16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебную деятельность (что является наиболее благоприятным), другие – на внешние атрибуты школы (красивые формы, портфель, весёлые переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью её строгих порядков или критическим отношением к себе, а также предпочтение своего положения дошкольника и нежелание расстаться с привычными условиями.