Образовательная подготовка рабочей силы XXI века

Университетам и средним школам необходимо начать подготовку рабочей силы для третьей промышленной революции. Учебная программа должна все больше концентрироваться на передовых информационных, нано- и биотехнологиях, науках о Земле, экологии и теории систем, а также на профессиональных дисциплинах, включая производство и маркетинг возобновляемой энергии, трансформирование зданий в мини-электростанции, установку водородных и других систем аккумулирования энергии, строительство интеллектуальных энергосетей, производство электромобилей, заряжаемых от розетки, и автомобилей на топливных элементах, создание зеленых логистических сетей.

Хорошо понимая потребность в выпуске учащихся с профессиональными и техническими навыками, необходимыми для жизни и работы в экологически устойчивой экономике третьей промышленной революции, наша глобальная команда сотрудничает с университетами и школьной системой с целью создания в них новой среды обучения. В рамках генерального плана для Рима, например, мы совместно с Ливио де Сантоли, деканом Школы архитектуры Университета Ла Сапиенца, и его командой работаем над превращением зданий кампуса университета в инфраструктуру третьей промышленной революции с генерированием возобновляемой энергии, водородной технологией аккумулирования энергии и интеллектуальными энергосетями. Цель — объединить университет Ла Сапиенца с другими университетами, средними и начальными школами в сеть третьей промышленной революции, которая будет охватывать весь Рим. Эту пилотную сеть в последующем можно связать с коммерческими и жилищными энергетическими кооперативами и превратить в полноценную инфраструктуру.

Не менее амбициозная программа осуществляется в школьных округах по всей Калифорнии. Средние и начальные школы создают товарищества с банками и другими коммерческими предприятиями с целью оборудования автостоянок в кампусах навесами с солнечными батареями. В соответствии с заключаемыми соглашениями коммерческие партнеры финансируют установку навесов и получают право продавать электроэнергию школам в течение 20 лет по согласованной цене, которая ниже стоимости традиционной электроэнергии из централизованной энергосети. Коммерческие партнеры кроме этого получают налоговые льготы на федеральном уровне и уровне штатов для обеспечения выгодности такой сделки.

Семь с половиной десятков средних и начальных школ уже генерируют зеленую энергию, и директора считают, что идея навесов с солнечными батареями на автостоянках станет очень популярной в ближайшие годы. Они видят две причины роста популярности зеленых кампусов.

Во-первых, в условиях жесткой экономии при сокращении школьных бюджетов зеленое электричество позволит существенно снизить затраты на энергию. В объединенном школьном округе Милпитаса неподалеку от Сан-Хосе солнечные батареи покрывают 75% потребности в электроэнергии в течение учебного периода и 100% в летнее время. Экономия на счетах за электроэнергию может составить от $12 млн до $40 млн за весь срок службы солнечных батарей. Мощность солнечных энергетических систем в районе залива Сан-Франциско увеличилась в пять раз с 2008 по 2009 г. и в 2010 г. была достаточной для обеспечения электроэнергией 3500 домов [1].

Во-вторых, создание инфраструктуры солнечной энергетики в кампусах позволяет учащимся знакомиться с новой технологией третьей промышленной революции, создает практическую учебную среду для получения навыков, которые потребуются в развивающейся зеленой экономике. «Школьники воспитываются в окружении [зеленого электричества], и оно становится частью их понимания того, как функционирует общество», — заметил Брэд Паркер, консультант по навесам с солнечными батареями в объединенном школьном округе прибрежной части Сан-Луиса в центральной Калифорнии [2].

Точно так же, как в прошлых десятилетиях школы оборудовались персональными компьютерами и подключалась к Интернету, чтобы учащиеся могли генерировать свою информацию и обмениваться ею в виртуальном пространстве, в наши времена школы должны получать технологии третьей промышленной революции, чтобы они могли генерировать собственную возобновляемую энергию и делиться ею в открытом энергетическом пространстве.

Новые технологии необходимо дополнить учебной программой третьей промышленной революции. Преподаватели уже начинают вводить образовательные программы по интеллектуальным энергосетям в начальных и средних школах и в колледжах. С учетом того, что половина работников американской коммунальной сферы уйдет на пенсию в ближайшие 5–10 лет, федеральное правительство выделило $100 млн на продвижение таких программ. Объявляя о выделении этих средств, министр энергетики Стивен Чу заметил, что «создание и эксплуатация инфраструктуры интеллектуальных энергосетей обеспечат работой десятки тысяч американцев» [3]. По оценкам Министерства энергетики, федеральные субсидии позволят подготовить более 30 000 работников для новых рабочих мест, которые ждут их в эру третьей промышленной революции.

Стимулирование у учащихся интереса к электричеству и энергосетям является первоочередной задачей. Лайза Магнусон, директор по маркетингу Silver Spring Networks — компании, выпускающей аппаратные и программные средства для интеллектуализации национальной энергосистемы, говорит, что Америка должна опираться на творческий потенциал молодого поколения, которое выросло на Интернете. В пилотной учебной программе, которая проходит обкатку в школьных системах штатов Огайо и Калифорния, учащимся предлагают написать реферат на тему «Как интеллектуальная энергосеть изменит вашу жизнь или повлияет на карьеру в будущем». Воспитание у детей такого же представления о производстве энергии и совместном использовании чистого электричества в интеллектуальной энергосети, как и о создании и обмене информацией в Интернете, откроет шлюзы для инноваций третьей промышленной революции, когда они повзрослеют. «Мы хотим снова сделать энергетическое хозяйство привлекательным», — говорит Магнусон.

На университетском уровне уже создаются современные исследовательские лаборатории, которые дадут следующему поколению изобретателей, предпринимателей и технических специалистов инструменты, необходимые для разработки прорывных технологий эры третьей промышленной революции. Университет штата Огайо, например, располагает одной из немногих высоковольтных лабораторий в США. Исследователи и студенты используют ее для создания виртуальных платформ в целях моделирования характеристик и функций интеллектуальной энергосети.

В нашем генеральном плане для Сан-Антонио предусматривается организация научно-исследовательского и технологического парка рядом с кампусом Сельскохозяйственного и политехнического университета Техаса, который будет стимулировать взаимное плодотворное сотрудничество талантливых исследователей с различных факультетов университета и компаний, занимающихся разработкой и внедрением технологий третьей промышленной революции. Подобное партнерство университетов и частного сектора сослужило хорошую службу второй промышленной революции.

ХОТЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ критически важны для перехода к третьей промышленной революции, преподавателям не следует ставить телегу впереди лошади и чрезмерно концентрироваться на них за счет более глубоких изменений, которые необходимы. Если мы изменим только набор навыков учащихся, не затрагивая их сознание, то почти ничего не сделаем для изменения идеи о том, что воспитание производительного работника является главной миссией образования. Мы получим в результате рабочую силу, подход которой к экономической деятельности будет по-прежнему вязнуть в болоте утилитарного духа двух предыдущих промышленных революций. Учащиеся с биосферным сознанием, однако, будут рассматривать профессиональные навыки третьей промышленной революции не как простые технические инструменты превращения их в более производительных работников, а как экологические средства служения нашей общей биосфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: