Органическая теория

Наиболее видный представитель данной теории, а по существу ее создатель — Г. Спенсер (англ. XIX в. Соч. «Позитивная политика»).

Суть теории. Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания. Однако пред­ставления о государстве как своеобразном подобии человеческого ор­ганизма мы находим еще у древнегреческих мыслителей. Так, напри­мер, Платон сравнивал структуру и функции государства со способно­стями и отдельными сторонами человеческой души. Ему вторил Ари­стотель, говоря, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изолированно существовать не может. Стараясь проиллюстрировать выдвигаемые им положения, он приводил такой пример: руки и йоги.

отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функцио­нировать, также и человек не может существовать без государства.

Г. Спенсер развил эту идею и создал целую теорию в завершенном и аргументированном виде. Обладая обширными познаниями в облас­ти биологии, психологии, этнографии, истории, он и общество рас­сматривал как своеобразный организм, развивающийся по общему за­кону эволюции. «Эволюция есть переход от неопределенной, бессвяз­ной однородности к определенной, связной однородности, сопровож­дающий рассеяние движения и интеграцию материи». Появление общества, а затем и государства — это результат такой эволюции.

Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются неко­торые закономерности, присущие организмам — например, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнород­ному (дифференциация). Наблюдаемые в жизни процессы роста и усложнения структуры и функций организма, связанности его от­дельных частей, их дифференциации он представил как процесс по­степенного объединения различных мелких образований челове­ческого общества в более крупные и сложные и дал им наименова­ние «агрегаты». Этим названием охватывались такие образования, как племя, союз племен, города государства, империи. Если орга­низм здоровый, то его клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его части, и, наобо­рот, больные клетки и тем более целые системы снижают эффек­тивность функционирования всего организма.

Возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают влияние факторов перемен — социально-классовую дифференциацию, спе­циализацию в виде разделения труда, образования органов полити­ческой власти.

В государстве — «живом теле» все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общест­венном организме), используя, в частности, право как передавае­мые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организ­ма, обеспечивают его жизнедеятельность (это — система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная «распреде­лительная система» или своего рода кровеносная система (торгов­ля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие клас­сы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону.

Государство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ. Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов, затем его функции расширяются и задачей государственной власти становится обеспе­чение благополучия всего общества, служение ему, а не наоборот.

Оценка теории. В период создания Спенсером органической теории она пользовалась большой популярностью. Возможно, это было обусловлено большим прорывом, который совершили биоло­гические науки во второй половине XIX в. Сейчас же наши знания об окружающем мире стали куда обширнее, и число сторонников Спенсера невелико. Вместе с тем надо отметить, что его мысль о том, ч'1ч> биологическим и социальным системам присущи некото­рые общие законы, является вполне справедливой. В самом деле, нельзя торить с тем, что законы социальной жизни предопределя­ются законами естественными хотя бы потому, что человек стано­вится существом общественным будучи уже биологически сформи­рованным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично человек является творением природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение чело­века как биологического вида будет означать гибель и общества, и государства.

Спенсер справедливо также обращает наше внимание на то, что все в мире взаимосвязано и находится в системе, и речь должна идти но только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма (биологического или социального), по и о существова­нии «системы систем». Одним словом, он выводит принцип систем­ности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира.

И наконец, следует согласиться с автором теории ив том, что государство — это не продукт, навязанный обществу извне, а резуль­тат его постепенного развития (эволюции).

Однако, обращая внимание на положительные моменты органи­ческой теории, нельзя не отмстить, что глубинных процессов обра­зования государства она не объясняет. Да, можно уловить какое-то сходство между общественной системами и биологическими, но здесь все же больше различий. Общественные системы имеют свои законы и они являются определяющими. Сравнивать различные системы можно, но для их сравнения по необходимости придется взять критерий такой большой степени общности, который деталь­но рассмотреть системы и выяснить суть каждой не позволит. На­пример, сравнивая продукты питания и «духовную пищу» людей, можно лишь сказать, что общее между ними то, что они позволяют человеку удовлетворять спои потребности. Но это мысль, которая лежит что называется на поверхности, проникнуть же глубже в суть этих явлений только на основе такого сравнения трудно.

Кроме того, органическая теория страдает умозрительностью, и поэтому многие ее обвиняют в том, что она ненаучна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: