Экономическая теория

Авторами теории признаются Платон, Сен-Симон (франц. 1700— 1825. Соч. «Новое христианство»). Она имеет много сторонников. Собственно, взяв эту теорию за основу, Маркс и Энгельс сделали «свою пристройку» и сформулировали на этой базе классовую тео­рию происхождения государства.

Суть теории. Истоки данной теории восходят к взглядам Плато­на, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.

Согласно этой теории государство — это результат историческо­го прогресса. Ведущим звеном человеческого прогресса, его ядром являются экономические преобразования. Именно изменения в об­ласти экономики приводят к образованию государства. Сен-Симон считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стре­мится вперед к «золотому веку».

Возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы, а затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Собственно человеческий прогресс — это и есть прогресс в средствах производства. Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма, а затем наступает стадия метафизическая (по Сен-Симону, период буржуазного миропо­рядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная, когда установится такой строй, который сделает «жизнь людей, составляющих большин­ство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потреб­ностей». Если на первой стадии развития общества господство при­надлежало старейшинам и вождям, на второй — священникам и феода­лам, па третьей — юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, ученым.

Надо сказать, что Сен-Симон, признавая определенную важ­ность государственных и политических сил в развитии общества, все же считал, что поступательное движение истории обеспечивает­ся экономическими его продвижениями.

Оценка теории. Эта теория имеет очень много привлекатель­ных моментов. Не случайно ее взяли на вооружение классики марк­сизма-ленинизма, выстроив целую концепцию о соцально-экономи-ческой формации и положив ее в основу своей классовой теории. Эта теория подтверждается многими историческими, этнографи­ческими свидетельствами. Она стройна и логически безупречна.

Однако принять ее безоговорочно нельзя.

Во-первых, экономическое развитие общества — важная характе­ристика человеческого развития, но не единственная. Это связано с тем, что человек — особое существо, отличающееся прежде всего наличием мыслительных способностей. С развитием общества эти способности все возрастают и приходит момент, когда духовные факторы уже начинают если не оспаривать «пальму первенства» у факторов экономических, то, по крайней мере, существенно на него влиять. Сегодня отчетливо осознаваемые отрицательные пос­ледствия для всего общества, связанные с безответственным отно­шением к природе, формируют более экономный способ потребле­ния, влияя тем самым на характер и объем производства предметов, загрязняющих окружающую среду. Можно предположить, что и у первобытных людей значимы были не только экономические фак­торы, но и факторы политические (например, осознание того, что конфронтация друг с другом ослабляет обе стороны и ни к чему хорошему привести не может, а поэтому лучше обратиться к имею­щимся органам политической власти за разрешением спора). Начи­нают приобретать особую важность и идеологические (религиоз­ные) факторы и, наконец, психологические (например, чувство сплоченности перед внешней угрозой, осознание себя как единого целого образования). Эти факторы, наряду с экономическими, ока­зали прямое воздействие на процесс образования государства.

Одним словом, не только одной «экономикой» жив человек. И в этом состоит особенность человечества по сравнению с другими от­рядами биологической сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: