Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями.
Внутренние критерии:
- успешность обучения определяется эффективностью руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах;
- академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности и находит отражение в бальной оценке;
- качество знаний и степень наработанности умений и навыков оценивают по таким показателям, как полнота, системность, глубина, действенность, прочность;
- уровень обучаемости;
Обучаемость – это приобретённая обучающимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения, то есть – общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем является то количество дозированной помощи, которая необходима обучаемому для достижения заданного результата;
|
|
- уровень обученности;
Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, то есть система знаний, умений и навыков, соответствующих норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
- уровень развития обучающегося;
Одним из основных показателей перспектив развития обучающегося является способность к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу в сотрудничестве и с помощью преподавателя).
Внешние критерии эффективности процесса обучения:
- степень адаптации выпускника к жизни и профессиональной деятельности;
- темпы роста процесса самообразования;
- уровень образованности или профессионального мастерства;
- готовность повысить образование.
Грамотное использование ИКТ позволяет создать предпосылки для надёжного количественного оценивания эффективности процесса обучения, особенно – внутренних критериев.