Образовательная технология – это система деятельности педагога и обучаемых в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определёнными принципами организации взаимосвязи целей – содержания – методов.
ЮНЕСКО определяет педагогическую технологию как системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
В качестве примера назовём наиболее известные виды образовательных технологий:
v Структурно-логические или задачные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому и наоборот.
v Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и обучаемых через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют деловые, ролевые, занимательные, театрализованные, компьютерные игры.
v Диалоговые технологии подразумевают создание коммуникативной среды и расширение сотрудничества на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – автор», «ученик – автор» в ходе постановки и решение учебно-познавательных задач.
v Тренинговые технологии – это система деятельности по отработке определённых алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).
v Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель-компьютер-ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).