Структура обучения

Любое обучение состоит из двух взаимосвязанных процессов: преподавания и учения.

Преподавание – это деятельность преподавателя по:

1) организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

2) передаче информации;

3) оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

4) стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучаемых;

5) развитию мотивации у обучаемых;

6) оценке учебных достижений обучаемых.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучаемого в процессе передачи информации, контроля и оценки её усвоения.

Учение – это деятельность обучаемого по:

1) освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

2) стимулированию самого себя к поиску и решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

3) осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умения, навыках и общем развитии обучаемого.

Учебная деятельность обучаемого включает в себя:

1) овладение системами знаний и оперирование ими;

2) становление и развитие мотивов учения;

3) мотивация смысла учения;

4) овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.);

5) овладение системами обобщённых и более частных действий и приёмов (способов) учебной работы.

Информационные и коммуникационные технологии позволяют создать для каждого обучаемого индивидуальную адаптируемую среду для реализации всех составляющих учебной деятельности.

Деятельность преподавателя заключается в информационном обеспечении условий деятельности, в организации и реализации своей деятельности и деятельности учащихся. Все эти составляющие деятельности преподавателя сегодня немыслимы без использования современных ИКТ, эффективно поддерживающих планирование, сбор дополнительных материалов в Интернете, подготовка дидактических материалов, статистическая обработка результатов, мониторинг состояния учебной деятельности и т.д.

В свою очередь, деятельности учащегося или коллектива учащихся тоже требует информационного обеспечения условий деятельности (дидактические материалы). Эффективная организация деятельности учащихся для достижения цели может быть реализована за счёт использования имитационных и моделирующих программ, проектного обучения и т.д.

Таким образом, место информационных технологий в обучении – информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся. Роль информационных технологий заключает в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения.

Значение информационных технологий состоит в создании условий и предпосылок для совершенствования качества образования, потому что существуют для человека, для формирования и развития личности, развития её творческих способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: