Студенты наблюдают организацию и содержание первых дней ребенка в школе, ведут их запись, выделяют образовательные задачи, структуру занятий (дня), характер деятельности учителя и учащихся, содержание занятий; ведут включенное наблюдение за поведением и действиями детей и фиксируют; при анализе занятий определяют (выявляют), как дети осваивают содержание занятий, какие трудности испытывают дети, как учитель помогает их преодолеть, какова познавательная активность, самостоятельность и эмоциональное состояние учащихся на занятиях, с помощью каких методов и приемов они поддерживаются учителем.
После занятий студенты беседуют с учителем (завучем) о новом наборе учащихся, о задачах и программе обучения, о режиме дня школьников, знакомятся с расписанием занятий, с организацией предметно-развивающей среды. Все эти данные вносят в дневник практики.
Полученные данные анализируются и обсуждаются в группе.
Проведите наблюдение за организацией первых дней ребенка в школе и фиксируйте в дневнике. Для этого:
|
|
1. Составьте план наблюдения, определите цель наблюдения.
2. Определите цель, содержание занятий (дня).
3. Заполните протокол наблюдения.
4. Организуйте беседу с учителем о новом наборе учащихся, о задачах и программе обучения, о режиме дня школьников, знакомятся с расписанием занятий, с организацией предметно-развивающей среды.
5. Организуйте обсуждение в группе и проведите анализ занятий (дня) и беседы по схеме (приложение).
6. Напишите свое мнение об организации первых дней обучения в школе.
Вопросы для анализа и обсуждения:
1. Как комплектуются классы? Знает ли учитель состояние здоровья, особенности возрастного развития, социальную адаптацию ребенка? Какие методы сбора информации использует учитель (характеристика из ДОУ, анкетирование семьи, беседы с родителями и др.)? Учитывается ли преемственность ДОУ и НОО?
2. По какому УМК учитель работает? Каковы, по мнению учителя, преимущества этого УК?
3. Какова организация распорядка дня в первом классе, ее организация (варианты режима)? Учитывается ли принцип физиологического нормирования при составлении учебной нагрузки? Соответствует ли режим учебных занятий, методов организации первых дней, предметно-развивающая среда возрастным возможностям первоклассников? Докажите ваше мнение конкретными примерами.
4. Каковы особенности организации первых дней обучения ребенка в школе? На основе наблюдений за деятельностью учителя и учащихся и анализа условий сформулируйте общее суждение об особенностях в организации обучения дошкольников и первоклассников.
5. Как дети осваивают содержание занятий? Какие трудности испытывают? Как учитель помогает их преодолеть? Какова познавательная активность, самостоятельность и эмоциональное состояние учащихся на занятиях? С помощью каких методов и приемов они поддерживаются учителем?