К школьному обучению

22. Изучение физического состояния здоровья и школьной зрелости детей: 1) по медицинской карте; 2) из беседы с родителями.

23. Наблюдение с целью определения особенностей внимания и работоспособности учащихся на занятиях, хронометраж («кривая») устойчивости внимания ребенка в течение занятия, фиксация времени активной работоспособности, устойчивого внимания; времени и признаков снижения внимания, проявления утомляемости (ребенок отвлекается, проявляет двигательное беспокойство, зевает и т.п.) и снижения работоспособности (замедление темпа выполнения задания, длительные, неоправданные паузы в работе, частые побуждения к деятельности со стороны учителя, незаконченность работы и т.п.); фиксация приемов учителя, направленных на поддержание активного внимания и работоспособности учащихся, оценка эффективности используемых приемов; анализ качества выполнения ребенком заданий (устно и в тетради).

24. Наблюдение за работой детей в тетрадях: 1) оценка умения детей правильно держать карандаш, фиксация основных ошибок детей (карандаш направлен не “в плечо”, а в сторону, держит кисть в воздухе, не кладет на парту, слишком сжимает); 2) определение координации кисти руки и ориентировку на листе бумаги, способность не выходить за строку, не писать элементы меньших размеров, чем это необходимо; 3) проводить ровные линии, делать наклон, соблюдать указания к пространственному расположению букв и цифр; 4) оценка качества зарисовок геометрических фигур, умения правильно закрашивать и штриховать фигуры; 5) оценка умения детей сохранять правильную позу во время письма и рисования, а также общее состояние учащихся в процессе письма (интерес к письму, утомляемость и пр.); 6) оценка работы учащихся в тетради, подведение выводов о состоянии готовности детей к овладению письмом.

25. Определение концентрации внимания и работоспособности по методике «Корректурная проба».

26. Определение развития мелкой моторики руки по методике «Езда по дорожке».

27. Определение развития мелкой моторики руки по методике «Штриховка».

Данные фиксируются в дневнике. Проводится качественный и количественный анализ результатов.

Вопросы для анализа и обсуждения:

1. Какова динамика внимания и работоспособности учащихся в течение урока? (разобрать несколько примеров хронометрированного наблюдения за учащимися на уроке).

2. Какие факторы способствуют снижению или повышению работоспособности ребенка?

3. Каково состояние двигательных навыков у детей? Какова осанка учащихся? Причины нарушения осанки?

4. Готовы ли дети к овладению письмом?

5. Какие рекомендации нужно давать родителям?


Литература

1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.:»КСП», 1997.

2. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. ЛГУ им. А.И.Герцена, 1990.

3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. – М.: Обр. Центр «Педагогический поиск», 1997.

4. Венгер Л.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

5. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2001.

7. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1992.

8. Готовность к школе. /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1985.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

10. Каменская В.Г., С.В. Зверева. К школьной жизни готов! (Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению). – СПб., 2004.

11. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.

12. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 1996.

15. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М, 2007.

16. Юдина Е. и др. Педагогическая диагностика. – М., 2003.


Приложения

Приложение

Психологические особенности детей 6-7 лет

Дошкольник Младший школьник
Общее
Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, непроизвольность внимания.
Особенное
Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой. Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям. Образование “детского общества”. Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения. Правдивость, открытость. Преобладание неустойчивого внимания. Преобладание непроизвольности психических процессов Неустойчивость интересов и желаний. Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств. Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами. Образование детского коллектива, формирование общественной направленности. Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя. Внутренняя позиция школьника. Формирование произвольности. Глобальность интересов. Дифференциация способностей. Хорошая работоспособность. Принятие норм и требований поведения. Преобладание познавательной активности над игровой.
     

Приложение

Возрастные особенности детей 7 лет:

- Переход из дошкольного в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: капризы, паясничание детей.

- Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

- Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность и напряжение.

- Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

- Формируется самооценка личности.

- Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется, прежде всего, тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

- Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.

- Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает главным в его школьной жизни.

- Период приспособления к требованиям школы у одних первоклассников длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников:

- В первые дни и в первые недели посещения школы снижается сопротивляемость организма ребенка, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура.

- Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

- Для детей характерна высокая утомляемость.


Приложение

Схема наблюдения за особенностями поведения учащегося на занятиях и на перемене

Характеристика поведения учащихся Результаты наблюдения
умение самообслуживания и наличие привычек к аккуратности
внешний вид (чистота одежды, опрятность прически, подтянутость, чистота рук и лица, состояние обуви);  
самостоятельно одевается (застегивает пуговицы), сдает верхнюю одежду в гардероб…    
отношение детей к своим вещам и учебным принадлежностям
аккуратно размещает вещи: портфель в парте, сменная обувь в мешке, ручка и карандаш в пенале;  
внешний вид учебников и тетрадей (наличие закладок в учебниках, обложек)    
выполнение детьми правил культуры поведения по отношению к учителю
здоровается с учителем, называет его по имени и отчеству;  
в случае опоздания в класс просит разрешения войти;  
обращаясь с просьбой к учителю, употребляет слова “спасибо”, “пожалуйста”;  
выполнение детьми правил культуры общения со сверстниками
взаимоотношения учащихся с соседями по парте: · не мешает товарищу, · не отвлекает его разговором, · оказывает взаимопомощь (делится в случае необходимости учебными принадлежностями и т.п.);  
соблюдает правила культуры общения со сверстниками на уроке: · не перебивает ответ других учащихся, · не шумит, · не отвлекает других ребят от урока.  
поддерживает устойчивые доброжелательные отношения со сверстниками на перемене · ведет себя спокойно, организованно, · не бегает, не шумит, · не вступает в конфликты · находит себе полезное занятие (игра, дружеское общение с товарищами)  
проявление организованности на уроке
умеет подготовить все необходимое к уроку (заранее достает нужный учебник, тетради, карандаш, ручки..)  
после звонка занимает свое место у парты и стоя ждет учителя;  
внимательно выслушивает задания учителя, начинает выполнять работу после его указаний, не отвлекаясь посторонними делами;  
переходит от одного вида задания к другому без дополнительного индивидуального обращения учителя;  
работает в нужном темпе, не отстает от класса;  
после выполнения задания сидит спокойно, ждет, когда остальные учащиеся закончат работу;  
после окончания урока самостоятельно убирает учебные принадлежности, готовится к следующему уроку;  
Умение вести себя на уроке, произвольно управлять своим поведением в соответствии с правилами школьника:
-поднимает руку при желании ответить  
-умеет слушать отвечающего  
-задает вопросы отвечающему или учителю  
- высказывает свое мнение  
 

Приложение

Методы и методики изучения готовности ребенка к обучению в школе

  1. Мотивационная готовность
Наблюдение Включенность в де, умение слушать, организованность, проявление интереса, эмоциональный настрой
Беседа Ответы на вопросы
Рисунок Что тебе понравилось в школе (или в классе), нарисуй.
  1 ситуация На столе игрушки и книжки, знакомые детям. Можно дать краткую аннотацию. Вопрос: что тебе сейчас больше всего хочется: поиграть или послушать (посмотреть, прочитать) книжку?
  2 ситуация План-схема: класс, игровой зал, коридор, территория школы. Задание: нарисуй себя, где ты сейчас хотел бы оказаться. Рядом с собой нарисуй еще кого-нибудь. А они кто?
  1. Физическая готовность
Наблюдение Сосредоточенность внимания, усидчивость (сколько времени может сосредоточенно сидеть, слушать)
Мелкая моторика Умение держать правильно карандаш, штриховка, раскраска
Координация движений Осанка, физические упражнения
Работоспособность Проявление усилий, настойчивости при выполнении заданий
  1. Интеллектуальная готовность
  Наблюдение Включенность в де, реакция на указания учителя, умение слушать, организованность, проявление интереса, эмоциональный настрой
Работоспособность Графический диктант – умение слушать и действовать по инструкции, пространственная ориентировка
    Классификация 4-5 серий картин или слов на слух, ребенок должен найти общее – 1 балл. Если умеет объяснить почему – еще 1 балл. Таких серий должно быть 4-5. Максимальный балл – 8-10
Много разных фигур. Ребенок по заданию учителя должен самостоятельно сгруппировать фигуры по разным принципам: по цвету, форме, размеру.
  Исключение 4-5 серий картин или слов на слух, ребенок должен найти лишнее – 1 балл. Если умеет объяснить почему – еще 1 балл. Таких серий должно быть 4-5. Максимальный балл – 8-10.
  Фигуры Из 5 спичек нужно строить 2 треугольника. Оценивается характер действий и результат: практические, поисковые, хаотические способы,
  1. Социальная готовность
Наблюдение наличие аккуратности в вещах, во внешнем виде, привычки к самообслуживанию, включенность в контакт с детьми, с учителем, общительность, разговорчивость, открытость, включенность в коллективные дела и игры,
Культура общения наблюдение на уроке и перемене, поведение в разных ситуациях (при встрече со взрослыми, с другими детьми, при опоздании, при личных проблемах...)
Правила в школе принятие и следование правилам поведения в школе,

Приложение

Параметры и уровни готовности детей к обучению в школе

Параметры Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью). Полностью соответствует Частично соответствует Не соответствует
2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью). Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью. Частично соответствует. Полное не соответствие, сам ребенок этого не видит.
3. Мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности). Стремится к анализу и обобщению, хочет учиться. Стремиться ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться. Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет.
4. Уровень развития интеллекта. Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий. Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез – допускает ошибки. Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

Приложение

Параметры и интерпретация данных, полученных в процессе диагностики готовности к обучению в школе

Параметры Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)
Желание учиться в школе Да Не знает нет
Учебная мотивация Осознает важность и необходимость учения Привлекает внешняя сторона учения Цели учения не осознаются
Умение вести себя адекватно Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно Контакт и общение затруднены Плохо вступает в контакт, плохо понимает ситуацию
Организованность поведения Да Недостаточно Нет
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
Фонематический слух Говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции Есть нарушения в звукопроизношении (обследование логопеда) Косноязычие (логопедические коррекционные занятия)
Мелкие мышцы рук Легко переписывает, копирует незнакомый тест Скопированный текст может прочитать, но его написание вызывало серьезные трудности Не может скопировать текст
Пространственная ориентация, координация движений Подвижен, ловок Недостаточно ловок Неуклюж
Координация в системе глаз – рука Правильно переносит простейший графический образ Незначительные искажения Грубые искажения
Объем зрительного восприятия Норма Ниже средних показателей возрастной группы Намного ниже средних показателей
3. Развитие познавательной деятельности (беседа)
Кругозор Развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) Знания ограничены непосредственным окружением Знания ограничены и бессмысленны.
Развитие речи Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна Затруднения в поиске слов для выражения мыслей Односложные ответы, в речи много ошибок
Развитие познавательной активности Любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах, самостоятелен Узкий круг интересующих вопросов Низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция
Сформированность интеллектуальных умений (анализа сравнения, обобщения) Понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает При выполнении требуется помощь учителя Требуется обучающая помощь учителя
Произвольность деятельности Удерживает цель, намечает план Удерживает цель, намечает план, но много отвлекается Хаотичен, не доводит дело до конца.
Контроль и темы деятельности Много успевает, видит ошибки Мало успевает, исправляет ошибки Не видит своих ошибок, мало успевает
Кратковременная память (зрительная, слуховая) Более 50 % 50 % Менее 50 %

Приложение

Схема психолого-педагогической характеристики готовности ребенка

к обучению в школе

- Фамилия, имя ________________________________________________

- Родился в ________году, ___________числа, ______________месяца

- До поступления в 1 класс воспитывался ___________________________

- Особенности физического развития и состояния здоровья:

- А) общая характеристика физического развития (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы)

- Б) отклонения в физическом развитии (отклонений нет; состоит на учете в диспансере; дефекты речи, слуха, зрения и др.)

- Уровень социально-психологической адаптации к школе.

- Проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем предметам в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному)?

- Каковы особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками учебной деятельности)? (см. тему “Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе”).

- Развитие речи (запас слов; умение пересказывать учебные и не учебные тексты; лучше владеет устной речью или письменной речью; меняется ли качество речи в зависимости от ситуаций – урок, перемена, свободное общение с учителем и обязательное).

- Испытывает ли трудности в учении? В чем, по вашему мнению, эти трудности проявляются, и как Вы их объясняете?

- Как относится к получаемым отметкам, к одобрению или замечаниям учителей (чаще соглашается с оценкой или не соглашается; насколько активно ищет одобрения взрослого; что для него более действенно: ободрение или порицание)?

- Какова типичная реакция на неудачи (в чем или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно переживает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен)?

- Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях; отличается ли его поведение в разных ситуациях школьной жизни)?

- Выполнение школьного режима (опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски занятий без уважительных причин; другие нарушения правил поведения в школе, если они есть).

- Положение в классе (пользуется авторитетом или нет; пользуется симпатией большинства одноклассников, вызывает у них антипатию; одноклассники – эмоционально нейтральны по отношению к нему; получает большое внимание со стороны мальчиков или девочек)? (На основе наблюдения за его поведением и общением с одноклассниками).

- Отношение самого ученика к сверстникам (хочет дружить со своими одноклассниками, со сверстниками вне класса, вне школы; равнодушен к ним; имеет друзей преимущественно своего возраста, старше или младше себя; друзья только своего пола или нет)?

- Стиль отношения со сверстниками (спокойно-дружелюбный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный, стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях – каких?).

- Рекомендации к индивидуальному подходу к данному ребенку в обучении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: