22. Изучение физического состояния здоровья и школьной зрелости детей: 1) по медицинской карте; 2) из беседы с родителями.
23. Наблюдение с целью определения особенностей внимания и работоспособности учащихся на занятиях, хронометраж («кривая») устойчивости внимания ребенка в течение занятия, фиксация времени активной работоспособности, устойчивого внимания; времени и признаков снижения внимания, проявления утомляемости (ребенок отвлекается, проявляет двигательное беспокойство, зевает и т.п.) и снижения работоспособности (замедление темпа выполнения задания, длительные, неоправданные паузы в работе, частые побуждения к деятельности со стороны учителя, незаконченность работы и т.п.); фиксация приемов учителя, направленных на поддержание активного внимания и работоспособности учащихся, оценка эффективности используемых приемов; анализ качества выполнения ребенком заданий (устно и в тетради).
24. Наблюдение за работой детей в тетрадях: 1) оценка умения детей правильно держать карандаш, фиксация основных ошибок детей (карандаш направлен не “в плечо”, а в сторону, держит кисть в воздухе, не кладет на парту, слишком сжимает); 2) определение координации кисти руки и ориентировку на листе бумаги, способность не выходить за строку, не писать элементы меньших размеров, чем это необходимо; 3) проводить ровные линии, делать наклон, соблюдать указания к пространственному расположению букв и цифр; 4) оценка качества зарисовок геометрических фигур, умения правильно закрашивать и штриховать фигуры; 5) оценка умения детей сохранять правильную позу во время письма и рисования, а также общее состояние учащихся в процессе письма (интерес к письму, утомляемость и пр.); 6) оценка работы учащихся в тетради, подведение выводов о состоянии готовности детей к овладению письмом.
|
|
25. Определение концентрации внимания и работоспособности по методике «Корректурная проба».
26. Определение развития мелкой моторики руки по методике «Езда по дорожке».
27. Определение развития мелкой моторики руки по методике «Штриховка».
Данные фиксируются в дневнике. Проводится качественный и количественный анализ результатов.
Вопросы для анализа и обсуждения:
1. Какова динамика внимания и работоспособности учащихся в течение урока? (разобрать несколько примеров хронометрированного наблюдения за учащимися на уроке).
2. Какие факторы способствуют снижению или повышению работоспособности ребенка?
3. Каково состояние двигательных навыков у детей? Какова осанка учащихся? Причины нарушения осанки?
4. Готовы ли дети к овладению письмом?
5. Какие рекомендации нужно давать родителям?
|
|
Литература
1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.:»КСП», 1997.
2. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. ЛГУ им. А.И.Герцена, 1990.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. – М.: Обр. Центр «Педагогический поиск», 1997.
4. Венгер Л.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
5. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2001.
7. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1992.
8. Готовность к школе. /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1985.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
10. Каменская В.Г., С.В. Зверева. К школьной жизни готов! (Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению). – СПб., 2004.
11. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.
12. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 1996.
15. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М, 2007.
16. Юдина Е. и др. Педагогическая диагностика. – М., 2003.
Приложения
Приложение
Психологические особенности детей 6-7 лет
Дошкольник | Младший школьник | |
Общее | ||
Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, непроизвольность внимания. | ||
Особенное | ||
Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой. Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям. Образование “детского общества”. Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения. Правдивость, открытость. Преобладание неустойчивого внимания. Преобладание непроизвольности психических процессов Неустойчивость интересов и желаний. | Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств. Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами. Образование детского коллектива, формирование общественной направленности. Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя. Внутренняя позиция школьника. Формирование произвольности. Глобальность интересов. Дифференциация способностей. Хорошая работоспособность. Принятие норм и требований поведения. Преобладание познавательной активности над игровой. | |
Приложение
Возрастные особенности детей 7 лет:
- Переход из дошкольного в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: капризы, паясничание детей.
- Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
- Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность и напряжение.
- Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
- Формируется самооценка личности.
- Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется, прежде всего, тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
|
|
- Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
- Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает главным в его школьной жизни.
- Период приспособления к требованиям школы у одних первоклассников длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников:
- В первые дни и в первые недели посещения школы снижается сопротивляемость организма ребенка, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура.
- Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
- Для детей характерна высокая утомляемость.
Приложение
Схема наблюдения за особенностями поведения учащегося на занятиях и на перемене
Характеристика поведения учащихся | Результаты наблюдения |
умение самообслуживания и наличие привычек к аккуратности | |
внешний вид (чистота одежды, опрятность прически, подтянутость, чистота рук и лица, состояние обуви); | |
самостоятельно одевается (застегивает пуговицы), сдает верхнюю одежду в гардероб… | |
отношение детей к своим вещам и учебным принадлежностям | |
аккуратно размещает вещи: портфель в парте, сменная обувь в мешке, ручка и карандаш в пенале; | |
внешний вид учебников и тетрадей (наличие закладок в учебниках, обложек) | |
выполнение детьми правил культуры поведения по отношению к учителю | |
здоровается с учителем, называет его по имени и отчеству; | |
в случае опоздания в класс просит разрешения войти; | |
обращаясь с просьбой к учителю, употребляет слова “спасибо”, “пожалуйста”; | |
выполнение детьми правил культуры общения со сверстниками | |
взаимоотношения учащихся с соседями по парте: · не мешает товарищу, · не отвлекает его разговором, · оказывает взаимопомощь (делится в случае необходимости учебными принадлежностями и т.п.); | |
соблюдает правила культуры общения со сверстниками на уроке: · не перебивает ответ других учащихся, · не шумит, · не отвлекает других ребят от урока. | |
поддерживает устойчивые доброжелательные отношения со сверстниками на перемене · ведет себя спокойно, организованно, · не бегает, не шумит, · не вступает в конфликты · находит себе полезное занятие (игра, дружеское общение с товарищами) | |
проявление организованности на уроке | |
умеет подготовить все необходимое к уроку (заранее достает нужный учебник, тетради, карандаш, ручки..) | |
после звонка занимает свое место у парты и стоя ждет учителя; | |
внимательно выслушивает задания учителя, начинает выполнять работу после его указаний, не отвлекаясь посторонними делами; | |
переходит от одного вида задания к другому без дополнительного индивидуального обращения учителя; | |
работает в нужном темпе, не отстает от класса; | |
после выполнения задания сидит спокойно, ждет, когда остальные учащиеся закончат работу; | |
после окончания урока самостоятельно убирает учебные принадлежности, готовится к следующему уроку; | |
Умение вести себя на уроке, произвольно управлять своим поведением в соответствии с правилами школьника: | |
-поднимает руку при желании ответить | |
-умеет слушать отвечающего | |
-задает вопросы отвечающему или учителю | |
- высказывает свое мнение | |
Приложение
|
|
Методы и методики изучения готовности ребенка к обучению в школе
- Мотивационная готовность
Наблюдение | Включенность в де, умение слушать, организованность, проявление интереса, эмоциональный настрой |
Беседа | Ответы на вопросы |
Рисунок | Что тебе понравилось в школе (или в классе), нарисуй. |
1 ситуация | На столе игрушки и книжки, знакомые детям. Можно дать краткую аннотацию. Вопрос: что тебе сейчас больше всего хочется: поиграть или послушать (посмотреть, прочитать) книжку? |
2 ситуация | План-схема: класс, игровой зал, коридор, территория школы. Задание: нарисуй себя, где ты сейчас хотел бы оказаться. Рядом с собой нарисуй еще кого-нибудь. А они кто? |
- Физическая готовность
Наблюдение | Сосредоточенность внимания, усидчивость (сколько времени может сосредоточенно сидеть, слушать) |
Мелкая моторика | Умение держать правильно карандаш, штриховка, раскраска |
Координация движений | Осанка, физические упражнения |
Работоспособность | Проявление усилий, настойчивости при выполнении заданий |
- Интеллектуальная готовность
Наблюдение | Включенность в де, реакция на указания учителя, умение слушать, организованность, проявление интереса, эмоциональный настрой |
Работоспособность | Графический диктант – умение слушать и действовать по инструкции, пространственная ориентировка |
Классификация | 4-5 серий картин или слов на слух, ребенок должен найти общее – 1 балл. Если умеет объяснить почему – еще 1 балл. Таких серий должно быть 4-5. Максимальный балл – 8-10 |
Много разных фигур. Ребенок по заданию учителя должен самостоятельно сгруппировать фигуры по разным принципам: по цвету, форме, размеру. | |
Исключение | 4-5 серий картин или слов на слух, ребенок должен найти лишнее – 1 балл. Если умеет объяснить почему – еще 1 балл. Таких серий должно быть 4-5. Максимальный балл – 8-10. |
Фигуры | Из 5 спичек нужно строить 2 треугольника. Оценивается характер действий и результат: практические, поисковые, хаотические способы, |
- Социальная готовность
Наблюдение | наличие аккуратности в вещах, во внешнем виде, привычки к самообслуживанию, включенность в контакт с детьми, с учителем, общительность, разговорчивость, открытость, включенность в коллективные дела и игры, |
Культура общения | наблюдение на уроке и перемене, поведение в разных ситуациях (при встрече со взрослыми, с другими детьми, при опоздании, при личных проблемах...) |
Правила в школе | принятие и следование правилам поведения в школе, |
Приложение
Параметры и уровни готовности детей к обучению в школе
Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. Планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью). | Полностью соответствует | Частично соответствует | Не соответствует |
2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью). | Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью. | Частично соответствует. | Полное не соответствие, сам ребенок этого не видит. |
3. Мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности). | Стремится к анализу и обобщению, хочет учиться. | Стремиться ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться. | Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет. |
4. Уровень развития интеллекта. | Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий. | Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез – допускает ошибки. | Не выполняет логические операции в форме словесных понятий. |
Приложение
Параметры и интерпретация данных, полученных в процессе диагностики готовности к обучению в школе
Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком) | |||
Желание учиться в школе | Да | Не знает | нет |
Учебная мотивация | Осознает важность и необходимость учения | Привлекает внешняя сторона учения | Цели учения не осознаются |
Умение вести себя адекватно | Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно | Контакт и общение затруднены | Плохо вступает в контакт, плохо понимает ситуацию |
Организованность поведения | Да | Недостаточно | Нет |
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций. | |||
Фонематический слух | Говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции | Есть нарушения в звукопроизношении (обследование логопеда) | Косноязычие (логопедические коррекционные занятия) |
Мелкие мышцы рук | Легко переписывает, копирует незнакомый тест | Скопированный текст может прочитать, но его написание вызывало серьезные трудности | Не может скопировать текст |
Пространственная ориентация, координация движений | Подвижен, ловок | Недостаточно ловок | Неуклюж |
Координация в системе глаз – рука | Правильно переносит простейший графический образ | Незначительные искажения | Грубые искажения |
Объем зрительного восприятия | Норма | Ниже средних показателей возрастной группы | Намного ниже средних показателей |
3. Развитие познавательной деятельности (беседа) | |||
Кругозор | Развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) | Знания ограничены непосредственным окружением | Знания ограничены и бессмысленны. |
Развитие речи | Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна | Затруднения в поиске слов для выражения мыслей | Односложные ответы, в речи много ошибок |
Развитие познавательной активности | Любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах, самостоятелен | Узкий круг интересующих вопросов | Низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция |
Сформированность интеллектуальных умений (анализа сравнения, обобщения) | Понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает | При выполнении требуется помощь учителя | Требуется обучающая помощь учителя |
Произвольность деятельности | Удерживает цель, намечает план | Удерживает цель, намечает план, но много отвлекается | Хаотичен, не доводит дело до конца. |
Контроль и темы деятельности | Много успевает, видит ошибки | Мало успевает, исправляет ошибки | Не видит своих ошибок, мало успевает |
Кратковременная память (зрительная, слуховая) | Более 50 % | 50 % | Менее 50 % |
Приложение
Схема психолого-педагогической характеристики готовности ребенка
к обучению в школе
- Фамилия, имя ________________________________________________
- Родился в ________году, ___________числа, ______________месяца
- До поступления в 1 класс воспитывался ___________________________
- Особенности физического развития и состояния здоровья:
- А) общая характеристика физического развития (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы)
- Б) отклонения в физическом развитии (отклонений нет; состоит на учете в диспансере; дефекты речи, слуха, зрения и др.)
- Уровень социально-психологической адаптации к школе.
- Проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем предметам в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному)?
- Каковы особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками учебной деятельности)? (см. тему “Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе”).
- Развитие речи (запас слов; умение пересказывать учебные и не учебные тексты; лучше владеет устной речью или письменной речью; меняется ли качество речи в зависимости от ситуаций – урок, перемена, свободное общение с учителем и обязательное).
- Испытывает ли трудности в учении? В чем, по вашему мнению, эти трудности проявляются, и как Вы их объясняете?
- Как относится к получаемым отметкам, к одобрению или замечаниям учителей (чаще соглашается с оценкой или не соглашается; насколько активно ищет одобрения взрослого; что для него более действенно: ободрение или порицание)?
- Какова типичная реакция на неудачи (в чем или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно переживает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен)?
- Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях; отличается ли его поведение в разных ситуациях школьной жизни)?
- Выполнение школьного режима (опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски занятий без уважительных причин; другие нарушения правил поведения в школе, если они есть).
- Положение в классе (пользуется авторитетом или нет; пользуется симпатией большинства одноклассников, вызывает у них антипатию; одноклассники – эмоционально нейтральны по отношению к нему; получает большое внимание со стороны мальчиков или девочек)? (На основе наблюдения за его поведением и общением с одноклассниками).
- Отношение самого ученика к сверстникам (хочет дружить со своими одноклассниками, со сверстниками вне класса, вне школы; равнодушен к ним; имеет друзей преимущественно своего возраста, старше или младше себя; друзья только своего пола или нет)?
- Стиль отношения со сверстниками (спокойно-дружелюбный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный, стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях – каких?).
- Рекомендации к индивидуальному подходу к данному ребенку в обучении.