В книге «Исследование истории Церкви» (Exploring Church History) Говард Вос пишет:
Одним из самых ранних заблуждений был эвионизм. Своего расцвета это учение достигло во втором веке, будучи всего лишь продолжением оппозиционного апостолу Павлу иудейского движения. Некоторые группы, похоже, имели совершенно ясные представления об основах спасения, но настаивали на исполнении закона как на стиле жизни. Большинство из них отвергали божественность Христа. Таких взглядов они придерживались для того, чтобы сохранить истинный монотеизм. Они делали особое ударение на исполнении закона в целом и на обрезании и соблюдении Субботы в частности. Эвионизм исчез как практика к пятому веку. Он не оказал абсолютно никакого влияния на церковь.
Кем были эвиониты?
Энциклопедия «Британника» (11-е издание) утверждает:
Епифаний с характерной для него путаницей говорит о двух различных сектах: эвионитах и назарянах. Однако оба названия относятся к одним и тем же людям, причем последнее (назаряне) появилось еще во времена апостолов (Деян. 24:5):
[Мы нашли] сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси…
Первым именем (эвиониты) они обычно называются в церковных документах II-го и III-го веков. История образования отдельной секты назарян, или эвионитов, не ясна, но с достаточной степенью вероятности можно говорить о том, что это произошло после издания эдикта Адриана, который в 135 году окончательно рассеял первую церковь Иерусалима.
Как указывалось ранее, между Павлом и верующими в Иерусалиме, которые названы в Новом Завете и исторических документах «иудействующими» или верующими «из обрезанных», было заметное расхождение во взглядах. Необходимо, однако, обратить внимание на то, что темой их дебатов было исполнение закона. Они НИКОГДА не касались вопроса божественности Йешуа (Иисуса). Почему? Потому что точка зрения Павла по этому вопросу не отличалась от их позиции. Спор о божественности Иисуса возник гораздо позже, после смерти Павла. Если же первые последователи Иисуса не считали, что Иисус — Бог, тогда какой концепции они придерживались?