Введение

КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о происхождении и развитии человека всегда яв­лялся объектом ожесточенной борьбы материалистических и идеалистических мировоззрений[1].

В настоящее время эта борьба не только не утратила сво­ей остроты, но наоборот в связи с накоплением значительного и весьма разнообразного фактического материала в области эмбриологии, анатомии, физиологии, биологии человека и животных, приобрела особенно тонкие и изощренные формы.

Сходство человека с обезьянами − вопрос вопросов в ис­тории науки и самого человека. Этот вопрос волновал самые светлые умы прошлого, начиная с Аристоте­ля и Гиппократа. Отдельные признаки этого сходства рассмат­ривались учеными на протяжении долгих лет. Еще в ХVIII веке Карл Ламарк развил учение о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, например, шимпанзе, в процессе ее приспособления к измене­ниям окружающей среды. В ХVIII веке эволюционные взгляды разделялись и высказывались лишь немногими натуралистами. Гораздо большее распространение имело учение о так называемой лестнице существ, которая начинается с наиболее низко организованных, а заканчивается венцом творения − Человеком.

У большинства натуралистов эта идея была чисто мета­физической, так как, располагая организмы в иерархической системе, по степени их совершенства, авторы этой системы вовсе не имели в виду родственных отношений между орга­низмами и превращениями одного вида в другой.

Ч. Дарвин, изучая работы К. Ламарка, труды Жан Ба­тист Линнея, развил эволюционную теорию происхождения человека. В его трудах прослеживается мысль об эволюционном переходе из высокоорганизованной обезьяны в человека и образование нового вида путем естественного отбора, измен­чивости и наследственности. Исследования Ч. Дарвина яви­лись на самом деле началом построения эволюционного мос­та между Человеком и остальным животным миром. Однако он, оставаясь на позициях эволюционного трансформизма, не мог вскрыть закономерность качественного перехода от жи­вотного состояния к человеческому. Наиболее полную сводку многих признаков сходства при­матов в конце XVIII века дали Т. Гексли, Ч. Дарвин. Конечно, это были сведения, соответствовавшие их времени, в основ­ном анатомические, частично эмбриологические и поведенчес­кие, когда те и другие естественные науки только начинали свое развитие, а о генетике не было и речи.

К концу XIX века по­явились данные и о большом сходстве зародышей и плодов высших обезьян и человека (Данникер). В начале XX века стали поступать доказательства сход­ства крови человека и других приматов (Нутталь). И.И. Меч­ников обобщил известные в то время черты родства людей и обезьян. Тем не менее, уже начиная с 60-х годов прошлого столе­тия и до наших дней не утихают споры вокруг дарвинской эво­люционной теории происхождения человека от обезьяны, вся­чески опровергаются выводы науки о родстве человека с обе­зьянами.

Многие антропологи, палеонтологи, биологи и другие теоретики с начала XX века и до нашего времени выдвигали новые теории и концепции антропогенеза, но все же большин­ство из них, ссылаясь на сходство внешних признаков, внут­ренних органов, физиологии организма и костей скелета обезьяны и человека, придерживались эволюционной теории про­исхождения человека из обезьяны. Но кроме сходства наблю­даются также черты расхождения между человеком и обезья­ной в сравнительной эмбриологии, анатомии, физиологии и биологии. Зная все эти расхождения, даже наиболее материалисти­чески настроенные естествоиспытатели, ученые не могут еще составить себе ясной картины происхождения человека и не стремятся отрицать родство человека с обезьяной, но все же между обезьяной и человеком образовалось «пустое место».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: