Практическое занятие № 3
Тема занятия:
«Кости таза и свободной нижней конечности»
Содержание занятия:
- Кости пояса нижней конечности.
- Кости свободной нижней конечности: бедренная кость, кости голени (большеберцовая, малоберцовая), кости стопы.
- Рентгеноанатомия костей нижней конечности.
Цель занятия и ее мотивационная характеристика
Необходимо уяснить основные теоретико-методологические понятия, с позиции которых изучается анатомия человека.
Научиться умению находить, называть и показывать на препаратах кости пояса нижней конечности и кости свободного отдела нижней конечности. Знать развитие и формирование тазовых костей и костей свободного отдела нижней конечности человека в онтогенезе.
Необходимо уметь объяснять и понимать функции изучаемых органов, что важно для последующего изучения анатомии человека, теоретических и клинических дисциплин, при обследовании больных.
Материал для повторения:
Повторите из школьного курса биологии:
- уровни организации живой материи
|
|
- роль внешней и внутренней среды, понятие об экологии
- типы конституции тела человека
Повторите материалы лекции «Общая анатомия скелета. Начальные стадии развития человека. Элементы интегративной антропологии и системного анализа»,
- материал предыдущих занятий
В результате работы на практическом занятии студент должен
знать:
- строение бедренной кости, надколенника, большеберцовой и малоберцовой костей
- строение костей стопы: проксимальный и дистальный ряд костей предплюсны, кости пальцев стопы (фаланги)
уметь:
- называть, находить и показывать на биологическом материале детали строения костей таза и свободного отдела нижней конечности
- определять проекцию костей на поверхность тела человека на биологическом материале и у живого человека
- показывать на рентгенограммах кости тазового пояса и нижней конечности
- отличать кости таза и нижней конечности взрослого, ребенка, людей старческого возраста, мужчин и женщин
-использовать знания костных ориентиров для проекции анатомических структур
иметь представление:
- о системе, - строение, положение и роль в опорно-двигательном аппарате костей таза
структуре, элементах, функции, организации
- о половых и возрастных отличиях строения скелета таза и нижней конечности
Место проведения занятия:
Учебная комната.
Оснащение занятия:
скелет, костные препараты таза и нижней конечности; муляжи; рентгенограммы тазовых костей и костей нижней конечности; учебный стенд по костной системе.
Вопросы для самоподготовки:
- Кости пояса нижней конечности. Развитие и формирование тазовых костей в онтогенезе.
- Взаимоотношение тазовых костей с крестцом и бедренной костью.
- Кости тазового пояса, образование вертлужной впадины, значение.
- Строение подвздошной кости (кости, губы, линии).
- Лобковая кость, её топография, строение.
- Строение седалищной кости.
- Кости, составляющие скелет свободной нижней конечности.
- Особенности строения бедренной кости (тело, проксимальный и дистальный конец).
- Топография и строение надколенника.
- Кости голени. Большеберцовая кость, топография, строение.
- Строение малоберцовой кости (головка, тело, края, поверхности).
- Кости стопы. Проксимальный и дистальный ряд костей предплюсны.
- Строение плюсневых костей.
- Строение костей пальцев стопы: фаланги (проксимальная, средняя, дистальная).
- Понятие о сводах стопы, их значение.
- Варианты и аномалии развития костей пояса и свободной нижней конечности.
|
|