double arrow
I. История изучения вопроса.

Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании, в частности, накапливаются человечеством с древнейших времен. Ряд учений, систем, методик в этой области имеют в своей основе только эмпирические наблюдения. Однако многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, либо переосмыслить и представить в виде дыхательных упражнений.

Примеры, советы, объяснения в отношении возможности применения дыхательных упражнений для поддержания молодости организма, бодрости духа, работоспособности и здоровья содержатся в китайских энциклопедических книгах «Конг – фу» (около 3000 лет до н. э.) и индийских книгах мудрости (Веды, 1800 лет до н. э.).

Гиппократ (V - IV вв. до н. э.), по праву называемый отцом медицины, возводит в ранг признанных лечебных методов гимнастику, в том числе и дыхательные упражнения.

Авиценна (IX в. н.э.) - в самых главных принципах лечения следует Гиппократу, высоко оценивает терапевтическое влияние дыхательных упражнений, считает, что с их помощью можно укрепить и оздоровить любой орган, организм человека в целом.

В конце XIX - начале XX столетия начинают развиваться профессии, специалистам которых нужна правильная постановка дыхания. Здесь речь идет о спортсменах, драматических актерах, учителях, лекторах. С этого времени дыхательные упражнения начинают применяться в педагогике (вокальные педагоги: Ф.Ф. Вит, отец и сын Гарсия; спортивный тренер Н.Г.Озолин).

В медицине, для лечения заболеваний внутренних органов, Петер Линг создает методику дыхательных упражнений, которая остается классикой лечебной физкультуры в наши дни.




В 70 - 80 гг. XX в. широкое распространение в кругах сторонников нетрадиционной медицины получает «Парадоксальная дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой. В лаборатории крупнейшего знатока физиологии дыхания в нашей стране профессора М.Е. Маршака этот способ дыхания подвергается специальному исследованию. Ученый делает вывод, что применять его следует осмотрительно, особенно людям, страдающим хроническими заболеваниями.

Интерес для современных ученых представляет изучение возможности применения дыхательных упражнений для оздоровления больных и ослабленных детей разных возрастных групп, а также благотворное влияние этих упражнений на организм здорового ребенка (Лазарев М.Л.,1993, 2004; Леонова А., 1987; Страковская В.Л., 1994).



В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 отмечается, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди контингента детей, поступающих в школу; функциональные отклонения составляют более 70%; хронические заболевания - 50%; физиологическая незрелость - 60%. Распространенная хроническая патология у дошкольников - заболевания дыхательной системы.

Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи (Дмитриев Л.Б. и др., 1990; Лопатина Л.В., 2004; Максимов И., 1987; Сорокина В.Т.А., 2005; Филатова Ю.О., 2003).

В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Соматические патологии у детей в ряде случаев сопряжены с различными дефектами речи, в структуру некоторых из них входит синдром дыхательных расстройств. В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос о том, каково влияние соматических патологий на речевой онтогенез.

Установлено также, что овладение оральным праксисом, то есть практическим, произвольным действием - умение по заданию подуть, например, составляет важную подготовительную фазу речевого развития и обеспечивает успех в освоении нормативной речи (Визель Т.Г., 2005).

Развитие ребенка в условиях соматической патологии сказывается на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможности адаптации в целом (Лазарев М. Л., 2004).

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости проведения профилактических, коррекционных, а в некоторых случаях, реабилитационных мероприятий по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей, в частности, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Эти упражнения описаны в пособиях Г.А. Волковой (1983), В.И. Селиверстова (1994), Л.И. Беляковой с соавт., Е.Н. Краузе (2004) и др.

В рамках мультидисциплинарного подхода к решению актуальных проблем логопедической практики целенаправленное поэтапное формирование физиологического и речевого дыхания, построенное с учетом взаимосвязи физического, психологического и речевого развития, способствует повышению эффективности коррекционной работы при речевой патологии.






Сейчас читают про: