Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:
1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
4. Развивать речевое дыхание.
5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания, поэтому эта работа проводится на каждом занятии.
Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:
|
|
1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
2. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.
3. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.
4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.
5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
6. Психологические тренинги.
Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
3. одежда не должна стеснять движений;
4. не заниматься сразу после приема пищи;
5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.;
6. не переутомлять ребенка, может наступить пресыщение кослородом или спазм мышц артикуляционного аппарата;
7. избегать на начальных этапах слишком глубоких вдохов;
8. следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;
9. дыхательные движения необходимо производить плавно, медленно, под счет;
10. ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
11. необходимо сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционных и голосовых органов;
12. упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Работа по формированию речевого дыхания осуществляется поэтапно. Переход от одного этапа к другому возможен лишь при полном достижении цели предыдущего этапа.