double arrow

III. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.

4. Развивать речевое дыхание.

5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания, поэтому эта работа проводится на каждом занятии.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:

1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

2. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

3. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.

4. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6. Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3. одежда не должна стеснять движений;

4. не заниматься сразу после приема пищи;

5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.;

6. не переутомлять ребенка, может наступить пресыщение кослородом или спазм мышц артикуляционного аппарата;

7. избегать на начальных этапах слишком глубоких вдохов;

8. следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;

9. дыхательные движения необходимо производить плавно, медленно, под счет;

10. ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

11. необходимо сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционных и голосовых органов;

12. упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Работа по формированию речевого дыхания осуществляется поэтапно. Переход от одного этапа к другому возможен лишь при полном достижении цели предыдущего этапа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: