Билет 51. Предложение денег. Денежная и банковская мультипликация

Предложение денег - это совокупность разнообразных финансовых средств, вращающихся на рынке в качестве денег

Управление денежной массой осуществляется ЦБ

ЦБ не работает с юр и физ лицами, только с кредит организациями.

Предложение денег зависит от дельности коммерческих банков => ЦБ обязан контролировать их деятельность

Величину денежной массы можно регулировать с помощью гос.ценных бумаг

На предложение денег влияет волюта других стран.

Если приток валюты из за рубежа больше чем ее отток, то масса платежных средств растет

Если отток больше притока, то денежная масса уменьшается

Для того чтобы не было инфляции государство должно контролировать денежную массу

Предложение денег абсолютно неэластично

M = C + D(M - денежная масса, С - наличные деньги, D - бессрочные вклады)

М = Кден.мульт. х МВ (МВ - денежная база)

(сr - коэф.депонирования, rr - норма обязательных банковских резервов)

Банковская мультипликация: ∆MS = Rбанк мульт х ∆D

Банк.мультипликац.усл:

1)Развитие развитой кредитной системы

2)присутствие наличных денег в обращении

52.Сущность инфляции. Показатели, виды, типы, причины.
Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.
Причины инфляции:

· деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора;

· снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления;

· сокращение поступлений от внешней торговли

· неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

· финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

· высокий уровень монополизации экономики.

· милитаризованность экономики.
В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

· Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условиями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

· Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

· Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

·
В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

· Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

· Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

· Прочие виды инфляции:

· Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

· Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

· Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обычно рассчитывается государственными органами статистики.

· Неожидаемая

· Импортируемая - вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

· экспортируемая - переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.
Типы инфляции: 1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен. Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить, т.е. она стремится к какой-то точке, лежащей за кривой производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит.

2. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов

При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике. Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.

Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.

Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь убытки, производство закрывается. При этом снижается предложение товаров, отсюда — рост уровня цен.Если правительство не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика остановится, т. е. произойдет экономический крах.
Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего предыдущего года к уровню цен предыдущего года: ,где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: