Русская культура XVII в

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связанно проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название - “обмирщения” культуры (от слова “мирской” - светский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правители XVII в., стремились ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от Москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившейся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовала воссоединение Украины с Россией. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. В течении одного дня на распродаже в Москве (1651г.) было распродано 2400 экз. “Букваря” В.Ф. Бурцева. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648г.) и таблица умножения (1682г.). В 1687г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия”. Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике, в наблюдении за природой. Значительный взгляд в развитии географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит город Хабаровск. В XVII в. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” излагал события смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых н царский престол. Центральное место в исторической литературе занимали заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказания Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связанно с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая началась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. “Синопсис” использовался как учебник русской истории. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, просуществовавший лишь четыре года. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки. Правительство и церковные власти преследовали скоморошничество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные “солнечные плитки” - изразцы и украшения из разного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узорочьем”, “дивным узорочьем”. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, построенном под Москвой патриархом Никоном. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехсторонняя крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название “нарышкинского”, или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. В XVII столетии получает расцвет деревянное зодчество. “Восьмым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном силе Коломенское. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. Тенденции к реалистичному изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи - “парсуны” (персоны), изображающий реальные персонажи. Однако техника художника была ещё аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Е.П. Хабаров в 1649г. Составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит поселок Ерофей Павлович.

Искусство

Парсуна изображала реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, Скопина-Шуйского и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: