VII.Кораблестроение в Петербурге и строительство Адмиралтейства, Кронштадта

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра 1 были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Из-за отдаленности от моря верфей, трудности провода судов по рекам и озерам было решено организовать кораблестроение в Санкт-Петербурге. 5 ноября 1704 года приступили к постройке обширного адмиралтейства. План Адмиралтейской верфи-крепости был начертан собственноручно Петром I «Адмиралтейский дом» по замыслу Петра представлял собой П-образное сооружение, внутри которого было собственно Главное адмиралтейство, а на территории, обрамленной этим главным строением, располагались кузницы, различные мастерские, сараи.

У самой же Невы были устроены эллинги и стапели для сооружения судов различного назначения, парусных и гребных. Через год в основном строительство Адмиралтейства было завершено. Оно принимало на себя функции одновременно и военного морского ведомства, и судостроительной верфи, и крепости. К зиме 1705 года Адмиралтейство уже было обнесено валом со рвом и палисадом с бастионами, обращенными к Неве и обнесенными корабельными пушками, внутри были воздвигнуты 53 амбара для хранения различных корабельных припасов. За несколько лет в болотистом безлюдном краю выросла громада зданий, кораблей пушек, якорей, оружия и запасов, и все это в условиях непрерывной войны. Возникли большие заводы по производству канатов и парусов. Десятки тысяч людей собирались по наряду со всего государства для работ по постройке и укреплению гаваней и на стройку судов в адмиралтейство. Эта рабочая повинность была одной из самых тяжелых во времена Петра. Плата за работу задерживалась, а организация по работе имела много недочетов. Народ принес тяжелые жертвы на создание флота своей родины, но основной причиной были тяжкие условия военного времени.

Таким образом, Адмиралтейство стало крупным производственным предприятием (На рис.9 показан процесс кораблестроения). Здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно — 18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. С этого дня по январь 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.

В петровский период центр морской торговли переместился с Белого моря из Архангельска на Балтику в Петербург, ставший крупнейшим портом страны. Это заставило активизировать мероприятия по защите региона от возможных нападений. Не прекращавшиеся со времени закладки крепости на о-ве Котлин работы были в основном закончены в 1723 г. Так возник город-крепость Кронштадт, оборону которого Петр I своим указом постановил «держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: