IV. Создание регулярного флота в конце XVII- начале XVIII века

В 1695 году состоялся первый азовский поход Петра I, результаты которого доказали необходимость создания регулярного флота. Турецкие корабли, доставляя в осаждённую с берега крепость Азов подкрепление и запасы, делали осаду бессмысленной.

Перед этим походом, в Голландской республике (1694 год) была заказана 32 весельная галера, части которой должны были доставить в Архангельск, а оттуда скорее всего на Волгу в Каспийское море, но назначение галеры изменили политические обстоятельства- она стала моделью для постройки 22 подобных ей галер- так началось создание первого регулярного флота в России.

Для строительства галер село Преображенское было превращено в верфь, на которой к концу февраля 1696 года были срублены из сырого замёрзшего дерева части 22 галер и 4 брандеров. Образцом послужила голландская галера, речь о которой щла выше. Ее модель представлена на.

На преображенской верфи работали преображенские и семёновские солдаты, бывшие переяславские судостроители и моряки. Кроме того в Преображенское были доставлены плотники из разных населённых пунктов Московского государства. Строителями галер были вологодский мастер Осин Щека с 24 помощниками, нижегородский мастер Яков Иванов с 8 помощниками и др. Кроме русских на верфи работали и иностранные плотники, которые вероятно прибыли в Преображенское из Архангельска согласно указаниям царя, которые содержались в присланном им письме, а также из Москвы, откуда они были выписаны торговым иноземцем Гартманом.

Почти сразу после отъезда Петра I из Москвы началось отправление кораблей в Воронеж. Каждая галера отправлялась в сопровождении командира и команды. Подробная информация об этом сухопутном походе не сохранилась. Известно, что в нём переправляли 27 кораблей со значительным количеством строительных материалов, досок, брёвен и др., что в условиях рано начавшейся весны потребовало скорее всего необычных средств перевозки. Но так или иначе было положено начало регулярному флоту в России.

Был издан указ Петром I по галерам, в котором излагались обязанности командного состава по организации, управлению и использованию кораблей в бою. Также в указе подчеркивалась необходимость строгого соблюдения воинской дисциплины, проявления инициативы, смелых и решительных действий от всего личного состава. Указ сыграл важную роль в успешном решении задач, поставленных перед флотом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: