Деловая культура предпринимателей дореволюционной России

Деловая культура, связанная с предпринимательской, деятельностью, в России только

еще начинает складываться. На рубеже веков она была достаточно развитой и отличалась, по

мнению А. Китова, по таким критериям, как предмет деловой активности, цель, форма, тип

взаимодействия и место потребителя /5, № 3, с.19-20/. Предмет деловой активности во многом

определяет содержание и форму деятельности, а также культуру ее организации. Главным предметом деловой активности предпринимателей России до 1917 года на внешнем рынке было сырье, которое и определяло умение торговать. На внутреннем рынке активность концентрировалась вокруг предметов народного потребления, которые предприниматели везли

во все уголки нашей страны с ее обширными пространствами.

Целью делового человека было не только стремление к личному обогащению, но и к удовлетворению от самого дела. Ведущую роль играла внутренняя мотивация, связанная с процессом деятельности. Была развита благотворительность, хотя наблюдалось и хищничество, и стремление побольше урвать у государства. Форма деловой активности носила больше производственный характер, в то время как в Америке первоначальное накопление капитала происходило на спекулятивной основе /игра на бирже/ в Англии - на промышленной, ростовщической. Тип взаимодействия был преимущественно открытый, благожелательный, многое определяло "честное купеческое слово". Хотя встречался и сухой, расчетливый тип, который, скорее всего, был принесен из немецкой культуры времен Петра 1. Но в России были отставания в вопросах взаимодействия предпринимателей с потребителями и работниками, на

которые накладывал отпечаток крепостнический строй и его пережитки в сознании человека. Складывающаяся деловая культура предпринимателей была разрушена в 1917 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: