Методология – тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов [50, с. 42 – 43]. Она включает в себя методологические представления и концепции различного уровня и широты охвата (общенаучного, философского, междисциплинарного, частного уровня). Как указывает В.Д. Попов, методология есть, в сущности, база для теории.
Теория – это «комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; … высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. Ее формы – законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы…» [50, с. 42 – 43].
Если методология включает в себя обоснование законов, разработку методов, принципов исследования на концептуальном, парадигмальном уровне, то теория, применяя данный научный арсенал и прилагая его к объекту, к определенным явлениям, процессам, видам деятельности и отношений, дает систему научных взглядов, представлений, идей, а, главное, – открывает и пописывает законы, дает классификацию, типологию, объяснительные схемы исследуемого объекта и формирует предмет той или иной науки [50, с. 42– 43].
|
|
Особенности объекта исследования диктуют адекватные ему методы, парадигмы научного исследования. Как указывает В.Д. Попов, одна из важнейших целей информационной политики – развитие информационного общества. Для исследования всей его системы – информационных процессов и технологий, общественного сознания, журналистики, системы СМИ и МК – сегодня особо выделяют информациологический подход и информационную парадигму [50, с. 15 – 17].
Коллективом кафедры информационной политики под руководством д.ф.н., профессора В.Д. Попова разработаны научные принципы формирования государственной информационной политики, основанные на использовании синергетической, немарковской, рефлексивной, мотивационной парадигм анализа информационных процессов и управления ими, базирующиеся на фундаментальных положениях социальной информациологии, отдельных ее направлениях: массовых информационных процессах, информационных отношениях (в контексте субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия) в системе социально-психологических отношений, системе СМИ и МК [50, с. 18].
Информационная политика