Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой. Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа.

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом.

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы.этносов? (Назовите четыре фактора.)

С4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.

С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ключи Вариант 6.

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ
А1   А11  
А2   А12  
АЗ   А13  
А4   А14  
А5   А15  
А6   А16  
А7   А17  
А8   А18  
А9   А19  
А10   А20  

Часть 2

№ задания Ответ
В1  
В2  
В3  
В4  

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) развитие и стабильность этноса; 2) нормы отношений внутри этноса; 3) что влияет на развитие этноса. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков  
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным  
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С2. Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм: 1) между коллективом и индивидом; 2) индивидов между собой; 3) внутриэтнических групп между собой.  
Названы три вида  
Названы два вида  
Назван один вид, ИЛИ ответ неверный  
Максимальный балл  

С3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора.) Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должны быть названы следующие факторы: 1) географическая среда 2) традиции; 3) отношения с соседями; 4) природный закон развития этносов.  
Названы четыре фактора  
Названы любые два-три фактора  
Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются; 2) примеры, допустим: - изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку, - изменение отношения русской знати к иностранцам- европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века. Могут быть приведены другие примеры.  
Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера  
Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует  
Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным; 2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».  
Указана черта, приведен фрагмент текста  
Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной?

С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов — это природное явление, может быть указано, что:

- процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

- как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания; в случае согласия с тем, что развитие этносов — это социальный процесс, может быть указано, что:

- решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.;

- даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно — через производство, которое само по себе выступает социальным явлением. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

 
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: