Эстетическое восприятие и эстетическое творчество

В воспитании эстетической культуры очень большое значение имеет взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического творчества. В детстве, отрочестве и ранней юности каждый ученик должен восхищаться красотой во всех ее проявлениях; только при этом условии у него утверждается бережливое, заботливое отношение к красоте, стремление вновь и вновь обращаться к тому предмету, источнику красоты, который уже пробудил восхищение, оставил в его душе след.

В эстетическом восприятии, как познавательном и эмоцио­нальном процессе, тесно связаны понятия, представления, суждения - вообще мышление, с одной стороны, и пережива­ния, эмоции - с другой. Успехи эстетического воспитания за­висят от того, насколько глубоко раскрывается перед учеником природа прекрасного. Но влияние на его духовный мир кра­соты природы, произведений искусства, окружающей обста­новки зависит не только от объективно существующей кра­соты, но и от характера его деятельности, от того, как эта красота включается в его отношения с окружающими. Эстети­ческие чувства пробуждает та красота, которая входит в жизнь человека как элемент его духовного мира.

Каждый человек осваивает и красоту природы, и музы­кальную мелодию, и слово. И это освоение зависит от его активной деятельности, под которой мы понимаем труд и со­зидание, мысль и чувство, воспринимающие, создающие и оценивающие красоту. Чем больше в природе предметов, очелове­ченных эмоциональным восприятием, пережитых как красота окружающего мира, тем больше красоты видит человек вокруг себя, тем больше волнует, трогает его красота - и созданная другими людьми, и первозданная, нерукотворная. Тех детей и подростков, для которых постоянное общение с природой стало важным элементом их духовной жизни, глубоко волну­ют, трогают описания природы в художественных произведе­ниях, изображение картин природы в произведениях жи­вописи.

Мы добиваемся, чтобы каждый наш воспитанник с малых лет сердечно, заботливо относился к деревцу, к кусту роз, к цветам, к птицам - ко всему живому и красивому. Исклю­чительно важно, чтобы эта забота стала привычкой. Поэтому у нас каждый ребенок ухаживает за растением в уголке кра­соты своего класса. У каждого есть свой скворечник или своя дуплянка для синичек, каждый оберегает гнездо ласточки. Эта сфера эстетического творчества имеет глубоко личный, инди­видуальный характер. Без индивидуальных, личных чувств нет эстетической культуры.

Большое значение имеет и эстетическое творчество, свя­занное с восприятием художественных ценностей - литерату­ры, искусства.

Эстетическое восприятие произведений литературы, музы­ки, изобразительного искусства тоже' требует активной дея­тельности. Эта деятельность заключается в эстетической оцен­ке, в глубоком переживании тех качеств, которыми обладает предмет восприятия сам по себе. Мы добиваемся того, чтобы с малых лет ребенок переживал красоту слова в художествен­ном произведении, чтобы его волновало и описание природы, и изображение духовного мира героев. Ученик, который в дет­стве много раз переживал красоту слова, стремится выразить словами свои самые сокровенные мысли. Многолетний опыт убедил нас, что литературными опытами - сочинением сти­хов, рассказов, очерков - в годы отрочества и ранней юности увлекаются те, на кого в детстве оказала большое воздействие красота, выраженная словом в произведениях выдающихся писателей.

Слушанию художественных произведений и выразительно­му чтению дети посвящают свое свободное время. В младших классах на чтение любимого произведения отводятся особые уроки; на этих уроках каждый читает то, что ему больше все­го нравится, что его волнует,- стихи, отрывки из рассказов, повестей. Учитель тоже читает свое любимое произведение. Конечно, урока не хватает, проводится утренник любимых произведений. Потом утренник посвящается одному большому произведению.

В средних и в старших классах читаются отрывки из про­изведений классической и современной литературы - как оте­чественной, так и зарубежной.

Опыт убеждает, что восприятие красоты произведений жи­вописи (как по оригиналам, так и по копиям) пробуждает у де­тей стремление выразить в красках, линиях, сочетаниях от­тенков свои мысли и чувства, свое отношение к окружающему миру. Это стремление мы развиваем и поддерживаем. У детей есть альбомы для рисования, и многие дети не только зарисо­вывают в них отдельные предметы или их сочетания, но и от­ражают в рисунках свои чувства.

Время от времени в школе устраиваются выставки детско­го рисунка. Так, в 1964/65 учебном году одна из таких выста­вок рисунков учащихся 1-4 классов была посвящена теме «Воспоминания О летних каникулах», другая - теме «Наш плодовый сад и виноградник», третья - «Наступила золотая осень», четвертая - «Зима», пятая - «Мечты о полетах в кос­мос».

На наших юношей и девушек потрясающее впечатление произвел рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Они и до чтения этого рассказа знали о неизвестном герое, совершив­шем героический подвиг в нашем селе в дни фашистской окку­пации.

После одной из карательных экспедиций фашисты собрали население села и торжественно объявили, что все партизаны, наконец уничтожены - последний из них, взятый в плен жи­вым, сейчас это подтвердит. Действительно, нашелся преда­тель, сказавший то, что так хотелось врагам. Сотни крестьян стояли, подавленные этим известием. И вот в эту минуту из 'Толпы вышел юноша, подошел к группе фашистских офицеров и попросил разрешения сказать несколько слов крестьянам. Фашисты разрешили. Юноша сказал: «Не верьте фашистам. Я - партизан. Нас тысячи, мы боремся, и будем бороться. Я шел сюда на верную смерть, но эта смерть необходима: вы должны верить, что, пока жив народ, живы и борцы за его дело - партизаны».

Ошеломленные фашисты не сразу пришли в себя. Юноша был схвачен и здесь же расстрелян. Но его слова вдохнули в тех, к кому они были обращены, новые силы.

Нарисованная Шолоховым картина по-новому раскрыла нашим юношам и девушкам героический поступок неизвест­ного юноши, имевший место в их родном селе четверть века назад.

Маленькие дети, ученики 3 класса, часто плачут, когда учительница читает им рассказ польского писателя Г. Сенке­вича «Янко-музыкант». Они становятся как бы непосредствен­ными участниками событий, о которых рассказывает писа­тель; горе, о котором он говорит, становится их собственным горем; они вспоминают, что раньше часто не обращали вни­мания на эти маленькие происшествия их повседневной жиз­ни. Мысленно ставят себя на место мальчика, стараются ре­шить, что бы они сами сделали на его месте. Советские дети, конечно, не могут представить себе условия жизни давно ушедшего общества, они мысленно переносят в тот страшный мир свои моральные и эстетические критерии. Они с негодова­нием говорят о помещике-эксплуататоре; каждый утверждает, что он вместе со своими товарищами обязательно наказал бы жестокого помещика...

Особенно обогащает видение мира лирическая поэзия. Чте­ние стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных» всегда создает в представлении юношей и девушек картину непреходящей, бессмертной жизни, навевает мысли о преемственности поколений. Учениками овладевает грустное настроение при мысли о том, что человек смертен, что моло­дое становится дряхлым, но эта грусть еще больше оттеняет красоту жизни, ее радости: юноши и девушки переживают стремление как можно полнее, глубже познать в жизни все то, что связано с созиданием, с бессмертной жизнью природы и вечностью человеческих порывов к счастью. Поэтическое слово пробуждает благородные порывы души. Однажды после чтения этого стихотворения кто-то из юношей сказал: «Поса­дим дуб, который будет жить тысячу лет...» Посадили желудь, вырос дубок, теперь ему уже десять лет. Он еле достиг челове­ческого роста, но все у нас называют его тысячелетним. Так из поколения в поколение ученический коллектив передает эстафету мечты о бессмертной непреходящей жизни.

Мы придаем большое значение рассматриванию произведе­ний живописи. В начальных классах мы делаем это на уроках чтения, в средних и старших классах - на уроках литерату­ры. Иногда одна и та же репродукция рассматривается не­сколько раз - в младшем, среднем и в старшем возрасте. Первое рассматривание обычно не сопровождается широкими объяснениями, касающимися деталей картины. Ученики рассматривают репродукцию обычно в заключение беседы, в ходе которой у них создается определенное отношение к тому или иному явлению природы, общественной жизни, или же после непосредственного общения с природой.

Например, совершая с детьми прогулку, мы отдыхаем на освещенной солнцем поляне в березовой роще. Дети не могут не почувствовать здесь красоту белых стволов на фоне яркой зелени, игры света и теней. Стройные деревья, голубое небо, яркое солнце, сверкающая вдали река, зеленая лужайка, жужжание пчел - все это входит в их духовный мир как оче­ловеченные предметы. По возвращении мы показываем им репродукцию картины Левитана «Березовая роща», и она про­изводит на детей очень сильное впечатление, хотя это рассмат­ривание и не сопровождается объяснениями. В гениальном произведении художника дети находят как бы самих себя; оно пробуждает у них мысли и чувства, только что пережитые при непосредственном общении с природой, но теперь эти чувства возникают как воспоминание о прошлом, как желание еще и еще общаться с природой, чувствовать, переживать кра­соту.

Для учеников средних и старших классов у нас проводят­ся вечера и утренники, посвященные отдельным произведени­ям живописи. Кратко остановившись на жизненном и творче­ском пути художника, мы основное внимание уделяем образам произведения, стремимся в ярких, красочных словах передать содержание произведения, охарактеризовать свойственную художнику манеру письма.

Для того чтобы раскрыть красоту произведений живописи перед учениками, сами учителя должны иметь соответствую­щую подготовку в области эстетической культуры, постоянно повышать свои знания. У нас каждый учитель непрерывно пополняет свой личный альбом репродукций картин выдающих­ся художников. В педагогическом коллективе проводятся занятия, посвященные изобразительному искусству. В течение ряда лет сложилась и программа бесед о произведениях жи­вописи. Эта программа включает в каждую беседу по одному (иногда по два-три) произведению выдающихся художников - русских, советских, зарубежных. Отдельные беседы посвяща­ются также архитектуре и скульптуре.

Могучим средством эстетического воспитания является музыка. Музыка - это язык чувств, переживаний, тончайших оттенков настроений. Чуткость восприятия языка музыки, понимание его зависят от того, как в детстве и отрочестве воспринимались произведения, созданные творчеством народа и композиторами. Не меньше половины времени, отводимого на пение и музыку, мы используем на слушание музыкальных произведений. Мы учим детей, понимать музыкальную мело­дию, потом переходим к слушанию простых пьес. Каждому произведению предпосылается беседа, благодаря которой у де­тей создается представление о картине или переживании, переданных специфическими средствами музыки.

Здесь, как и при восприятии произведений живописи, мы придаем очень большое значение природе: учим детей, слу­шать музыку природы. Например, в тихий летний вечер дети собираются в саду или на берегу пруда. Заходит солнце, с каж­дой минутой меняется окраска деревьев, холма, виднеющегося вдали, необъятных полей с высокими скифскими курганами. Дети всматриваются в окружающий мир, вслушиваются в зву­ки. Оказывается, самый тихий летний вечер полон множеством' звуков. Непосредственно после слушания музыки природы де­тям предлагается прослушать записанную на пластинку соответствующую народную песню или произведение композито­ра. У детей возникает желание еще и еще слушать музыкаль­ные мелодии, передающие красоту летнего вечера. Во время повторного слушания музыкального произведения развивается эмоциональная память, углубляется чуткость и восприимчи­вость к красоте мелодии. Постепенно ребенок начинает чув­ствовать в мелодии музыкальное выражение чувств, впечатле­ний, настроений, переживаний. Так, еще до ознакомления с музыкальной терминологией ученики овладевают языком образов, что имеет очень большое значение не только для музыкального воспитания, но и вообще для формирования и раз­вития чувств.

Чем понятнее, доступнее этот язык ребенку уже в младшем возрасте, тем большую роль играет слушание музыки в сред­нем и старшем возрасте.

Умение слушать и понимать музыку - один из элементар­ных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Сфера действия музыки начинается там, где кончается речь; то, что невозможно ска­зать человеку словом, можно сказать музыкальной мелодией, потому что музыка передает непосредственно настроения, пе­реживания. В этой связи надо заметить, что музыка является незаменимым средством воздействия на юную душу. Мы стре­мимся построить систему музыкального образования таким образом, чтобы из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке: идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Бетховена), идеи борьбы человека против безжалостного рока (Шестая симфо­ния Чайковского), борьбы сил прогресса и разума против тем­ных сил фашизма (Седьмая симфония Шостаковича). К пониманию этих идей мы подводим детей постепенно: вначале, как указывалось, они слушают несложные музыкальные произве­дения, в которых выражается чувство восхищения красотой, добром, человечностью, потом переходят к более сложным произведениям.

На музыкальных вечерах, которые проводятся для учени­ков младшего, среднего и старшего возраста, главное место занимает слушание музыки. Программа музыкального обра­зования включает прослушивание вокальных, инструменталь­ных и симфонических произведений и отрывков (увертюр, арий) из опер виднейших русских, советских и зарубежных композиторов.

Каждый музыкальный вечер являетсяочередной ступень­кой в музыкальном образовании. Чтобы научить понимать му­зыку, надо рассказать о музыкальных средствах выражения мыслей и чувств. Мы начинаем с элементарного объяснения музыкальных ассоциаций и аналогий, показываем, как ком­позиторы заимствуют их из окружающего мира звуков. Посте­пенно мы переходим к анализу идеи музыкального произ­ведения.

Переживание· чувства наслаждения прекрасным - первое побуждение к творчеству. Это особенно заметно на литера­турных опытах учащихся. Чем глубже пережил ученик кра­соту, отраженную в поэтическом произведении, тем сильнее у него потребность выразить в слове собственную мысль, чув­ства. Восприятие и творчество здесь не только взаимозависи­мы, но и сливаются нередко в единый процесс эстетической оценки: творчество начинается по существу уже во время чте­ния поэтического произведения. Характерной особенностью литературных, особенно стихотворных, опытов являетсято, что мысль передается с помощью тех конкретно-чувственных образов, с которыми она ассоциировалась во время восприятия поэтического или музыкального произведения.

Я прочитал в течение последних 10 лет свыше 100 учениче­ских стихотворений, в которых изливается чувство грусти в связи с предстоящим расставанием со школой, товарищами. Свои чувства юноши и девушки выражают в таких образах, как далекий курган в прозрачной дымке, который все больше от­даляется, становится еле заметным; увядающее (или, наобо­рот, развивающееся) дерево на берегу пруда (или реки), осве­щенное яркими лучами солнца; облако в безбрежной синеве неба; восход (или закат) солнца; вечерняя (или утренняя) заря; далекий дымок паровоза (или парохода). Тот или иной образ ассоциировался в эмоциональной памяти авторов с чув­ством грусти, навеянной мыслями о расставании.

Чем глубже, тоньше эстетическое восприятие, тем больше возрастает интерес ученика к собственному духовному миру. Многие ученики ведут дневники. Записи в дневниках - яркое свидетельство потребности в творчестве. Эту потребность надо развивать. Умение творить словом, воплощать в художествен­ный образ свои мысли, чувства, переживания нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку. Чем больше развито это умение, тем выше эстетическая и общая культура человека, тоньше его чувства, глубже переживания, ярче эсте­тическое восприятие новых художественных ценностей. Вот почему мы придаем большое значение творческим письмен­ным работам - сочинениям.

Работа над сочинениями - это не только развитие речи, но и самовоспитание чувств. Эта работа начинается с общения ребенка с природой. Во время наших путешествий в мир кра­соты мы открываем перед ребенком богатства чувств, пережи­ваний, мыслей, которые вложил народ в каждое слово и бе­режно передает его из поколения в поколение. Дети восхи­щаются красотой утренней зари, - мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова «заря»; любуются мерцающи­ми звездами - мы раскрываем красоту слова «мерцание». В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии - стихотворения, отра­жающие внутренний мир человека.

От эстетического восприятия зависит и побуждение к твор­честву в области изобразительного искусства и музыки. Раз­вивая чувство красоты природы, мы побуждаем детей, выражать свои чувства в красках и линиях. Творчество начинается там, где, изображая лес, горы, степь, реку, ребенок выражает свои чувства. Такое творчество обогащает духовную жизнь. В экскурсии и туристические походы наши ученики берут аль­бомы и карандаши. В те минуты, когда красота природы пере­живается: особенно ярко, они делают зарисовки. Отдельные уроки рисования в начальных и средних классах посвящают­ся рисованию на темы, избранные учениками: дети рисуют то, что оставило в их душе глубокие впечатления.

Признаком эстетической и общей культуры человека явля­ется умение находить в музыке средство выражения своих чувств, переживаний. Создавать новые музыкальные произве­дения могут лишь отдельные люди, но понимать язык музыки, пользоваться сокровищами музыки в духовном общении мо­гут все. Мы добиваемся, чтобы музыкальный инструмент стал необходим каждому, чтобы каждый умел играть на том или ином музыкальном инструменте. Наиболее широко в наших условиях распространена игра на баяне.

Многие наши ученики имеют нотную библиотечку, отдают игре на баяне часы досуга. В свободное время ученик идет в музыкальную комнату, слушает любимое произведение в запи­си на пленке.

Чем выше уровень эстетического развития всех без исклю­чения учеников, тем больше возможностей для развития ода­ренности тех, у кого выявляются задатки творческой деятель­ности в области искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: