Системная типология интеллекта согласно Б.Н. Рыжову. Системные способности и их производные по Б.Н. Рыжову

Возможно, по взгляду Б.Н. Рыжова, одним из заслуживающих наибольшего внимания аспектов системного представления структуры деятельности, является аспект типологический. Легко заметить, полагает Б.Н. Рыжов, что обозначенные характеристики продуктивности деятельности [76] – объём, удельная сложность и темп системообразования (см. в данном пособии тему № 4 раздела № I) – соотносятся с выделением особых системных способностей или свойств интеллекта. Способности к успешному решению задач, в которых преимущественная нагрузка выпадает на ту или иную характеристику продуктивности, часто фиксируются в языке как особые качества ума, – считает Б.Н. Рыжов.

Так, утверждает Б.Н. Рыжов, говорят, широкий, разносторонний ум, подразумевая под этим возможность охватить в мысленном представлении множество различных явлений, связать в результате интеллектуальной работы внешне далекие друг от друга понятия и успешно оперировать информацией, относящейся к разным сторонам знания. При этом каких-либо особых требований к другим характеристикам продуктивности – удельной сложности и темпу образуемых умозаключений – обычно не выдвигается. С системных позиций, утверждает Б.Н. Рыжов, в основании этого качества лежит особая способность к систематизации большого числа исходно независимых объектов, получившая название версативной способности или версативности (от лат. versatil – разносторонний, широкий). Её главной характеристикой является большой объём образуемых систем (n).

Под широтой ума, утверждает Б.Н. Рыжов, подразумевается качество, весьма близкое к эрудиции, общей или профессиональной, однако, не тождественное ей, так как широта ума – это не просто наличие разносторонних знаний, но, прежде всего, умение пользоваться ими, образуя новые логические системы. Ум выдающегося политического деятеля или успешного предпринимателя с их способностью учитывать при принятии решений массу самых разнообразных обстоятельств: экономических, климатических, административных и многих других, вплоть до личных особенностей своих коллег, друзей и недругов, даёт нам ясное представление об этом качестве. Для обеспечения версативности, утверждает Б.Н. Рыжов, необходим ряд психофизиологических и психологических характеристик. Прежде всего, это касается функции памяти. Широкому уму требуется как большой объём оперативной памяти для организации связи объекта размышлений с разнообразными источниками информации, или базами данных, так и обширная долговременная память, то есть, собственно базы данных или информационные хранилища, откуда черпается материал для умозаключений.

Не меньшее значение имеет развитие особых механизмов мышления, утверждает Б.Н. Рыжов, обеспечивающих, по преимуществу, симультанный характер возникающих мысленных конструктов. Среди них, пользуясь компьютерной терминологией, можно выделить своего рода «hard» и «soft». Версативный «hard» – это генетически обусловленные свойства, связанные, как это принято считать, с доминирующей ролью правого полушария мозга. В этом смысле «soft» – это прижизненно усвоенные нормы взаимодействия с окружающим миром, кодифицированные в языке, письменности и целом ряде культурных стереотипов. Подобно установленной в компьютере операционной системе и программному обеспечению, они представляют собой базовую систему средств и способов переработки информации, утверждает Б.Н. Рыжов и содержательно присоединившийся к нему Д.А. Донцов, начиная от того, что К. Юнг называл архетипами сознания, до индивидуальных навыков и стереотипов мышления. Общей характеристикой версативного «софта», утверждает Б.Н. Рыжов, является использование процедур образования систем большого объёма со сравнительно простой структурой связей.

Одним из примеров такой базовой информационной системы, тесно связанной с особенностями мышления целых народов, утверждает Б.Н. Рыжов, является иероглифическое письмо древнеегипетской и древнекитайской цивилизаций. Версативный характер иероглифики со всей очевидностью соответствует версативности грандиозных символов этих цивилизаций – пирамид и Великой стене, также состоящих из бесчисленного множества элементов, связанных в сравнительно не сложную, постоянно повторяющуюся структуру.

Антагонистом широты является узость ума. Она проявляет себя в затруднении, которое может испытать человек при попытке выйти за рамки привычного круга понятий и суждений. Узкому уму, утверждает Б.Н. Рыжов, присуща бедность элементов образуемых систем и, сопутствующая этому, бедность интересов. Недостаток общей образованности накладывает свой отпечаток на широту суждений человека с той же неизбежностью, с какой наступает сужение умственных возможностей при дефектах памяти вследствие возрастных изменений или болезни.

Широта ума, утверждает Б.Н. Рыжов, – одна из его наиболее эффектных сторон. Она легко обнаруживает себя в общении, вызывая уважение собеседника. Напротив, узость мысли воспринимается негативно, как явная слабость её обладателя.

Совершенно иное значение вкладывается в понятие глубокий ум, утверждает Б.Н. Рыжов. Здесь имеется в виду, прежде всего, способность проникновения в существо проблемы, вскрытия весьма сложных, не лежащих на поверхности, причинно-следственных отношений между рассматриваемыми объектами. При этом так же, как и в случае широкого ума, сколько-нибудь особых требований к другим характеристикам продуктивности (объём и темп) не предъявляется. Мы готовы согласиться с тем, что глубокий мыслитель неспешно формирует свои идеи, работая в собственном временном режиме, не зависящем от окружения. Мы даже готовы признать его право иметь строго очерченную область интересов, игнорируя всё, что выходит за её пределы.

С системных позиций, утверждает Б.Н. Рыжов, в основании глубокого ума также лежит особая способность, получившая название ингенитивной способности или ингенитивности (от лат. ingeniosu – изобретательный, способный). Эта способность обнаруживает себя в возможности установления существенных связей в регулируемой системе, дающих заметное увеличение порядка – снижение энтропии этой системы. Главной системной характеристикой этой способности является удельная сложность образуемых системных связей – (C').

Продолжая использовать компьютерную метафору, следует заметить, утверждает Б.Н. Рыжов, что ингенитивный «hard» – это генетически обусловленные способности к построению, по преимуществу, сукцессивных мысленных конструктов, связанных с доминирующей ролью левого полушария мозга. Ингенитивный «soft», утверждает Б.Н. Рыжов, – это прижизненно усвоенные культурные нормы, опирающиеся на совокупность умственных процедур, правил и традиций, ориентированных на установление сложных, существенных связей в образуемых системах. В то же время надо подчеркнуть, утверждает Б.Н. Рыжов, что ингенитивность – наиболее «чистый», генетически определённый вид способностей, который в значительно меньшей степени, чем версативность, зависит от общей и профессиональной эрудиции. Нередко несомненные признаки ингенитивности, позволяющие ясно видеть истинную, глубинную сущность происходящих событий, обнаруживают люди, которых никак нельзя отнести к образованным слоям общества (Григорий Мелехов из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»).

Важной чертой, разделяющей широкий и глубокий ум, утверждает Б.Н. Рыжов, является характерный для них тип устанавливаемых связей. Если для широкого ума показательно образование, главным образом, горизонтальных связей между явлениями, то глубокое умозаключение всегда основано на вертикальных, межсистемных или общесистемных связях, причем, связях сущностных, устойчивых и жестких. Например, утверждает Б.Н. Рыжов, несомненной глубиной отличаются диалектические идеи Гегеля, в основе которых лежат наиболее устойчивые закономерности развития отдельных систем и перенос этих закономерностей на всю природу в целом. Аналогичным примером глубокого мышления, утверждает Б.Н. Рыжов, является открытие периодического закона Д.И. Менделеева, в основе которого лежал переход от частного способа систематизации химических элементов к фундаментальному принципу строения вещества.

Антагонистом глубины ума является его поверхностность, утверждает Б.Н. Рыжов, открывающая себя в невозможности выделить главное и второстепенное, случайное и устойчивое. Поверхностному уму присуща хаотичность, высокая энтропия образуемых систем. Однако если глубокий ум, будучи в глазах окружающих, несомненно, сильной чертой, утверждает Б.Н. Рыжов, в то же время нередко требует усилий для понимания, и тем самым может вызывать протест и раздражение (хорошо известный феномен «горе от ума»); то поверхностный ум, напротив, часто воспринимается как лёгкий. Хотя он часто вызывает улыбку, тем не менее, несмотря на очевидные недостатки, в целом его принимают вполне добродушно (Хлестаков из «Ревизора» Н.В. Гоголя).

Наряду с отмеченными способностями, как особое качество, мы выделяем сообразительность или быстроту и живость ума, утверждает Б.Н. Рыжов, подразумевая под этим способность делать верные, хотя и не обязательно глубокие, заключения в быстро меняющейся обстановке. С системных позиций, утверждает Б.Н. Рыжов, эта способность также принадлежит к наиболее важным характеристикам умственной деятельности, получая название рапидной способности (от лат. rapidus – быстрый). Темповые характеристики деятельности (t) являются системной доминантой этого вида способностей.

Если вновь вернуться к компьютерной терминологии, утверждает Б.Н. Рыжов, рапидный «hard» – это генетически обусловленные скоростные характеристики процесса переработки информации, которые, по мнению М.Н. Ливанова, обеспечиваются согласованной деятельностью разных областей головного мозга, определяющих системную функциональную лабильность нервного субстрата в целом. Рапидный «soft», утверждает Б.Н. Рыжов, в этом случае представляет собой совокупность культурных особенностей, влияющих на скорость мыслительного и речевого процесса (например, в литературе не раз были описаны этнические и региональные различия темпа речи).

Быстрота ума также принадлежит к числу наиболее психологически эффектных сторон ума, утверждает Б.Н. Рыжов, и составляет, по мнению многих исследователей, основу практического интеллекта. Это одна из обязательных характеристик успешного руководителя, без которой невозможно своевременное принятие решений. Она жизненно необходима людям «активных» и тем более экстремальных профессий – военному, лётчику, хирургу.

Вместе с тем, будучи динамической характеристикой, утверждает Б.Н. Рыжов, быстрота ума теснейшим образом связана с особенностями создаваемой системы. Её роль менее заметна, когда речь идет о весьма обширных или сложных системах. В некоторых случаях, учитывая, что медленно образуемые связи часто оказываются более прочными, эта роль может даже становиться негативной. В итоге, как выраженное самостоятельное качество, быстрота ума чаще проявляет себя при организации сравнительно простых систем, «очевидных» с бытовой или профессиональной точки зрения.

Антагонистом быстроты ума является тугоумие, утверждает Б.Н. Рыжов, – вялость, медлительность мысли, её низкий темп. Будучи, разумеется, невыигрышным качеством, оно нередко преувеличивается у оппонентов и незаслуженно приписывается людям другой культуры. Особенно это заметно в фольклорных оценках поведения иностранцев, часто получающих анекдотическую интерпретацию. В действительности же причина описываемых коллизий состоит, конечно, не в малой сообразительности и «тупости» иностранцев вообще, а в том, что, основываясь на стереотипах своей культуры, они иначе видят сложившуюся ситуацию. Находят для неё иные системные решения, которые могут быть непонятны наблюдателю, и потому кажутся ему нелепыми или несвоевременными.

Для большей наглядности системные способности, утверждает Б.Н. Рыжов, и соответствующие им качества ума можно изобразить графически в виде характерных типов продуктивности, имеющих преимущественную выраженность по координатам объёма, сложности и темпа деятельности (см. ниже Рис. «Типы системных способностей»). При этом мы готовы сравнить или даже уравнять «ценность» трёх различных интеллектов, один из которых быстрый, но поверхностный; другой более глубокий, но медлительный и не выходящий за пределы своей области; а третий, хотя и проигрывает первому по темповым характеристикам, а второму по глубине, зато превосходит их по широте охвата проблемы. Мы делаем это потому, что ощущаем равенство продуктивностей этих интеллектов, представленных (см. ниже Рис. «Типы системных способностей»), равновеликими пространствами.

Выделенные базовые или первичные типы системных способностей, утверждает Б.Н. Рыжов, составляют основу умственного потенциала человека. Наряду с ними нередко также выделяют гибкость ума – его лабильность, способность переключения от регулирования одной системы к другой. С системных позиций, утверждает Б.Н. Рыжов, гибкость ума предстает важным вторичным качеством, поскольку необходимым условием его существования является достаточное развитие трёх базовых типов системных способностей. Тем не менее, гибкость ума – вполне самостоятельное качество, имеющее свою особую надсистемную специфику, позволяющую, прежде всего, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке.

См. ниже Рис. «Типы системных способностей» по Рыжову Б.Н.

Своеобразие продуктивных характеристик гибкого ума также напрямую зависит от развития базовых системных способностей, утверждает Б.Н. Рыжов. Так, например, утверждает Б.Н. Рыжов, возникают разные аспекты изобретательности: гибкий и глубокий ум находит новое, неожиданное применение известному предмету, а гибкий и широкий ум соединяет никогда ранее не связанные явления. В то же время, утверждает Б.Н. Рыжов, при умеренной ингенитивности гибкий ум часто получает практическую направленность, приобретая черты хитрости, которая легко разоблачается более сильным интеллектом, но побеждает менее изощрённых (самый известный пример – хитроумный Одиссей, чья хитрость пасует перед проницательностью Аякса и Лаокоона, но одерживает верх над импульсивным Ахиллом и диким Полифемом).

Рис. «Типы системных способностей по Б.Н. Рыжову».

Тесно связана, утверждает Б.Н. Рыжов, гибкость ума и с другим важным качеством, критичностью ума, в основе которого заключена возможность оценки состояния оцениваемой системы с позиции сверхсистемы, элементом которой она является. Главным показателем критичности ума, утверждает Б.Н. Рыжов, становится способность «взгляда со стороны» на результаты своего умственного труда и, как следствие того, непредвзятое отношение к своему состоянию и своим достижениям.

Разновидностью гибкости ума, как утверждает Б.Н. Рыжов, является остроумие. Гегель выделяет это качество как склонность усматривать противоречия в форме и содержании суждения, утверждает Б.Н. Рыжов. Действительно и с системных позиций остроумие предстаёт как образование связи между объектами, являющимися, утверждает Б.Н. Рыжов, одновременно элементами двух разных систем, как правило, соподчинённых друг другу. При этом противоречие состоит в том, утверждает Б.Н. Рыжов, что привнесение одной и той же связи уменьшает энтропию одной из систем и увеличивает энтропию другой за счёт, например, блокировки этой связью уже имеющихся связей в этой системе.

На первый взгляд, кажется, утверждает Б.Н. Рыжов, что остроумие существенно зависит только от фактора темпа. Так оно и есть в наиболее простых случаях, утверждает Б.Н. Рыжов, когда весь эффект состоит именно в своевременности высказывания, то есть, за счёт временно повысившегося мотивационного рейтинга одной из систем – той, о которой идёт речь в разговоре. Противоречие или межсистемная напряжённость, утверждает Б.Н. Рыжов, в таком случае невелика. Она не представляет самостоятельной ценности, и в случае, если момент упущен, утверждает Б.Н. Рыжов, то есть, обсуждаемая система ситуативно потеряла актуальность, и её мотивационный рейтинг снизился, то и высказывание, претендующее на остроумие, выглядит банально.

В отличие от этого, утверждает Б.Н. Рыжов, более высокий вид остроумия связан с выявлением противоречий, имеющих внеситуативную ценность. Этот вид остроумия принимает характер анекдота. В качестве примера такого остроумия приведём некогда популярный советский анекдот. В кафе сидят два незнакомых человека. На стене – плакат с изображением главы государства. Рядом пьяный что-то бессвязно пытается сказать официанту. Один из сидящих показывает на пьяного: – Знаешь, чем он отличается от того, кто на плакате? – Чем? – Да ничем! – А знаешь, чем ты от него отличаешься? – спрашивает его другой. – Чем? – Да тем, что он здесь останется, а ты со мной пройдешь! – и показывает удостоверение КГБ. – А знаешь, чем ты от меня отличаешься? – спрашивает его первый. – Чем? – Да ничем! – и показывает ему такое же удостоверение.

Построение этого анекдота внешне просто. В разговоре двух людей возникает цепь последовательно связанных ассоциаций, образующих несколько систем взаимоотношений между персонажами, утверждает Б.Н. Рыжов. В этих системах каждый персонаж появляется дважды и всякий раз в новом качестве. При этом каждая новая ассоциация является логической антитезой предыдущей. Однако это лишь внешняя, хотя и не лишённая юмора сторона ситуации. Настоящий смысл анекдота в том, утверждает Б.Н. Рыжов, что каждая ситуативно возникающая ассоциация на самом деле отражает системные пороки общества: у власти стоят неспособные к руководству люди, за неосторожное слово ждут репрессии, наконец, число тайных агентов так велико, что они провоцируют друг друга.

В то же время и сам анекдот несёт на себе рейтингово-мотивационную нагрузку, утверждает Б.Н. Рыжов, но уже не ситуативную, а более устойчивую, связанную с особенностями иерархии мотивов данной личности. Отсюда вытекает давно подмеченная зависимость между особенностями личности и типовыми сюжетами анекдотов, которым она отдает предпочтение.

Антагонистом гибкости ума является его ригидность – приверженность шаблону, невозможность переключаться на решение новой задачи адекватно меняющейся ситуации, утверждает Б.Н. Рыжов. Однако гибкость ума не всегда получает однозначно позитивную оценку в глазах окружающих, также как и её антипод, ригидность ума, не всегда рассматривается как негативное качество, утверждает Б.Н. Рыжов. В ряде случаев гибкость ума может трактоваться как непоследовательность. Тогда же, когда речь идёт о нравственных категориях, проявленная гибкость может получить оценку беспринципности. И, наоборот, ригидность мышления иногда получает похвальную оценку, как показатель принципиальности и твёрдости убеждений.

Психическая работоспособность и типология интеллекта по Б.Н. Рыжову.

Несмотря на упомянутую «равноценность» разных типов психической работоспособности, имеющих близкую системную производительность, – полагает Б.Н. Рыжов, реально мы очень чувствительны к тем особенностям интеллекта, которые возникают в результате характерных комбинаций силы и слабости, доступных человеку системных характеристик работоспособности – объёма регулируемой системы (n), удельной сложности устанавливаемых связей (C') и темпа системообразования (t).

Для того чтобы пояснить эту мысль, – предлагает Б.Н. Рыжов, предположим нормальное распределение в популяции индивидуальных показателей по каждой из этих характеристик. Принимая бинарную гипотезу, согласно которой любой индивидуальный показатель может находиться либо в «сильной», либо в «слабой» части распределения по любой из системных характеристик, рассмотрим все возможные комбинации таких показателей, – полагает Б.Н. Рыжов. При этом обозначим знаком «+» показатели, превышающие средний для популяции уровень по данной характеристике, – показатели «силы» этого вида способностей, и знаком «» показатели, лежащие ниже среднего для популяции уровня, говорящие о «слабости» данного вида способностей, – полагает Б.Н. Рыжов. Всего будет возможным существование восьми комбинаций показателей психической работоспособности, или типов интеллекта, – полагает Б.Н. Рыжов. Они представлены ниже, в таблице «Типы интеллекта как комбинации ”силы“ и “слабости” системных способностей», начиная с наиболее «сильной» комбинации, расположенной в верхней части таблицы и имеющей все три показателя со знаком «+», – полагает Б.Н. Рыжов. Далее комбинации располагаются по убывающей степени имеющихся показателей в ракурсе уменьшения их «силы», вплоть до самой «слабой» комбинации, когда все три показателя оказываются со знаком «», – полагает Б.Н. Рыжов.

Разумеется, выраженность этих типов будет различной в зависимости от реальной величины образующих их показателей, – полагает Б.Н. Рыжов. При существенном отклонении системных характеристик работоспособности от среднего для популяции уровня выраженность типологических свойств будет заостряться, а при дрейфе этих величин к средне популяционному уровню (нулевой отметке) выраженность типологических свойств, напротив, будет размываться, полагает Б.Н. Рыжов. Вблизи нулевой отметки типологические различия стираются. Учитывая это, при дальнейших рассуждениях будут иметься в виду более или менее предельные типажи, а область значений (n), (C') и (t), лежащая в непосредственной близости от нулевой отметки, рассматриваться не будет, – полагает Б.Н. Рыжов в своей концепции системного интеллекта (см. таблицу ниже).

Таблица. «Типы интеллекта как комбинации «силы» и «слабости» системных способностей согласно Б.Н. Рыжову»».

№п. Тип интеллекта Широта ума (n) Глубина ума (C') Темп умственных процессов (t)
  обще одарённый + + +
  одарённый-медленный + +
  версатив + +
  ингенитив + +
  медленный версатив + -
  медленный ингенитив +
  ограниченный-быстрый +
  ограниченный

Примечание: (+) высокое значение показателя; (–) низкое значение показателя

Рыжов Б.Н. полагает, что с учётом сделанных допущений в верхней части Таблицы «Типы интеллекта как комбинации ”силы“ и “слабости” системных способностей» размещены два одарённых типа, имеющих показатели силы по двум, наиболее важным системообразующим факторам – широте и глубине ума. При этом первый табличный тип, имеющий формулу (+)(+)(+), представляет собой наиболее сильное сочетание трёх базовых системных способностей, когда показатели широты, глубины и темпа умственных процессов одновременно превышают средний для популяции уровень. Такая комбинация свидетельствует об общей одарённости, давая очевидные преимущества перед другими типами интеллекта. Благодаря такому сочетанию способностей обще одарённый тип в целом преобладает среди успешных, реализовавших себя людей, получающих признание и уважение в обществе.

Рыжов Б.Н. полагает, что, однако в структурном отношении обще одарённый тип не является однородным. Прежде всего, это касается соотношения показателей широты и глубины ума. Вероятность полного (или приближающегося к нему) совпадения этих показателей в системной структуре интеллекта не высока. Более вероятен дисбаланс показателей, дающий в итоге две типичные комбинации: в одной из которых доминируют показатели широты, а в другой – глубины. Таким образом, одарённый тип включает два основных подтипа и один дополнительный – уравновешенный, с приблизительным равенством показателей широты и глубины ума. Основными подтипами являются версатив (разносторонний, широкий), главная системная особенность которого состоит в превосходстве показателей широты ума над показателями глубины, и ингенитив (способный, изобретательный), главной системной особенностью которого является превосходство показателей глубины ума над показателями широты.

Рыжов Б.Н. полагает, что особо следует подчеркнуть, что противостояние версативно-ингенитивных свойств характеризует не только общеодарённый тип. Это противостояние занимает ключевое место в системной типологии интеллекта, подразумевая наличие версативных и (или) ингенитивных свойств у всех выделяемых системных типов. Связанные с версативно-ингенитивной контраверсией тенденции проявляют себя даже при крайнем снижении общего уровня системных способностей.

Рыжов Б.Н. полагает, что применительно к одарённому типу превосходную иллюстрацию версативно-ингенитивной контраверсии даёт один из основателей российской дифференциальной психологии Б.М. Теплов. Обращаясь к различиям в научном творчестве крупнейших физиков Нового времени, Б.М. Теплов отмечает, что некоторые из них «... обладали замечательной способностью представлять в своем воображении сложное целое, образуемое разнородными объектами; они схватывают эти объекты одним взглядом и не нуждаются в том, чтобы близорукое внимание направлялось сначала на один объект, потом на другой; и этот единый взгляд нe является смутным и неопределенным: он точен вплоть до мелочей; каждая деталь отчётливо воспринимается на своем месте и в своем относительном значении». Б.М. Теплов указывает далее, что для других «... представлять себе в своём воображении очень большое количество объектов и притом так, что все они усматриваются сразу, во всей сложности их взаимоотношений… – операция невозможная или, во всяком случае, очень трудная... Но зато они без всякого усилия постигают идеи, очищенные в результате абстракции от всего того, что может опираться на чувственную память; они ясно и исчерпывающе схватывают смысл суждения, связывающего такие идеи». Это — абстрактные умы, осуществляющие замечательную «интеллектуальную экономию» путём «сведения фактов к законам, а законов к теориям». [77]

Рыжов Б.Н. полагает, что вместе с тем во многих случаях наибольший эффект обеспечивает только вполне конкретное сочетание способностей. Так, обсуждая умственные качества выдающегося полководца, Б.М. Теплов даёт практически точное описание одарённого версатива. «... Подлинный военный гений, – замечает Б.М. Теплов, – это всегда и «гений целого», и «гений деталей». В основе решения всякой задачи, стоящей перед полководцем, лежит анализ обстановки. Сведения о противнике, получаемые из самых разных источников и касающиеся самых разных сторон состояния его армии, его действий и намерений, многообразнейшие данные о своих силах, данные о местности, в отношении которой иногда одна малозаметная деталь может иметь решающее значение, — во всём этом и ещё во многом должен разобраться анализирующий ум полководца прежде чем принять решение. Вторая, не менее характерная особенность — простота, ясность, определённость продуктов этой работы, то есть тех планов, комбинаций, решений, к которым приходит полководец. Чем проще и определённее план операции или сражения, тем он при прочих равных условиях лучше. Успешное разрешение задачи предполагает … очень сильную способность к анализу, дающую возможность разбираться в самых запутанных данных, обращать внимание на мельчайшие детали и мощную синтетическую силу ума (одним взглядом охватывать целое). Здесь требуется синтез, осуществляющийся не с помощью далеко идущей абстракции, — тот синтез, который можно видеть у многих учёных, особенно ярко у математиков и философов, — а конкретный синтез, видящий одно целое в многообразии деталей. В этом отношении ум полководца имеет много общего с умом художника». [78]

Рыжов Б.Н. полагает, что последнее замечание Б.Н. Теплова обращает наше внимание ещё на одну профессию, многие выдающиеся представители которой очевидно имели версативный радикал способностей, – профессию художника. Полотна великих мастеров не только оказывают целостное эстетическое и эмоциональное воздействие, но нередко, не меньше привлекают точностью передачи отдельных деталей, заставляя пристально всматриваться в различные фрагменты изображения и переходить от одного элемента к другому. При этом, и это весьма показательно для версативного ума, создавая впечатляющие живописные композиции, их авторы часто бывают не вполне убедительны при попытке разъяснить смысл созданного ими произведения. Дело здесь, по-видимому, не только в свойственном художникам невербальном интеллекте – ведь многие из них оказывались оригинальными и находчивыми собеседниками. Причина – именно в версативном способе мышления, чуждом последовательного изложения и выстраивания цепочек причинно-следственных связей.

Рыжов Б.Н. полагает, что сильные свойства одарённого версатива отчетливо обнаруживают себя уже в общеобразовательной школе. Представители этого типа обычно являются лучшими учениками, поскольку требования стандартной учебной программы, отличающейся большим разнообразием изучаемого материала при его сравнительно небольшой сложности, оптимально соответствуют возможностям их интеллекта. В высшей школе версативный тип более комфортно чувствует себя в экономических и гуманитарных дисциплинах и нередко останавливает на себе внимание обширными познаниями в различных и далёких друг от друга областях. Эти отрасли знания, не имеющие в наше время сколько-нибудь строгого научного каркаса, оперирующие, главным образом, эмпирическими данными, как будто специально созданы для версативного интеллекта. Вполне естественно, что одарённые версативы составляют большую часть интеллектуальной элиты в этих областях.

Рыжов Б.Н. полагает, что вместе с тем, наряду с особыми свойствами, присущими одарённому версативу, существует немало общих версативных особенностей, которые мы находим у представителей всех выделенных типов, имеющих версативный радикал. Так, в личной жизни и во всём, что с ней связано, многие версативы вполне вероятно будут стремиться к разнообразию, что может проявить себя в сравнительно большом числе личных и интимно-личностных связей, не отличающихся, однако, особенной глубиной и, потому, вполне уживающихся с прочными семейными привязанностями. Можно сказать, что для версативного типа более, чем для какого-иного, свойственны полигамные тенденции. Противоречие между этой особенностью версатива и сложившимися на основе христианской морали моногамными нормами европейской культуры часто оказывается причиной череды острых личностных кризисов, сопровождающих весь репродуктивный период его жизни.

Рыжов Б.Н. полагает, что дом версатива может отличаться стилем и изысканностью, но столь же вероятно может пребывать в полном «художественном» беспорядке. Однако и в этом случае в нём обязательно есть уютные уголки.

Рыжов Б.Н. полагает, что присущая версативу комбинация способностей будет отражаться и в излюбленных формах отдыха. Разумеется, способ проведения досуга будет зависеть и от развития способностей, и от образования, уровня доходов и многих других факторов, но при всем этом будет существовать и определённая общая тенденция. Скорее всего, версатив с невысоким уровнем доходов и образования предпочтёт провести свободное время не в одиночестве на рыбалке, а в компании друзей и знакомых (не важно, в кругу непосредственного общения или в интернет-сообществах) или с удовольствием посетит какое-либо массовое мероприятие на открытом воздухе. Обладая более высоким материальным благосостоянием, он весьма вероятно станет заядлым путешественником. А, получив хорошее гуманитарное образование, будет до преклонных лет живо интересоваться художественной литературой и искусством, не переставая знакомить себя с новыми театральными постановками, работами художников, именами концертных исполнителей.

Рыжов Б.Н. полагает, что характеристики ингенитива во многом имеют противоположный характер. Успехи одарённого ингенитива в общеобразовательной школе тоже могут быть высоки. Но основа успеха здесь чаще заключается не в блестяще применённых знаниях, как у версатива, а в нахождении нового, неожиданного решения поставленной задачи. Ценность этого качества повышается по мере усложнения учебного курса. Но иногда ход мысли одарённого ингенитива остается непонятным не только одноклассникам, но и педагогу (нередко имеющему черты версативного интеллекта). В высшей школе одарённые ингенитивы составляют элиту на физических и математических факультетах, их много в медицине и большинство – в технических дисциплинах.

Рыжов Б.Н. полагает, что личная жизнь людей с ингенитивным радикалом, как правило, отличается постоянством, они могут быть очень привязаны к своей семье. Большинство из них – истинные сторонники моногамии. Выбрав спутника жизни, они уже не стремятся менять своё решение и, хорошо видя положительные и отрицательные качества своих близких, они принимают их такими, какие они есть. Утрата семьи или супруга может для них стать непреодолимой катастрофой, которая изменит всё течение жизни.

Рыжов Б.Н. полагает, что уединение и общение в кругу семьи или близких друзей человек с таким складом способностей предпочтёт большой компании не из-за трудностей коммуникации и тревожности, а вследствие существенно большей для него возможности раскрыть себя, узнать новое с помощью компьютера и в доверительной беседе с понимающими его людьми чем при неизбежной фрагментарности и неполноте группового общения.

Рыжов Б.Н. полагает, что ингенитивный склад системных способностей может обеспечить преимущество во многих видах профессиональной деятельности. В их числе находится академическое музыкальное творчество. Академическое музыкальное произведение представляет собой развёртывающуюся во времени последовательность звуков, объединённых в мелодические структуры и подчинённых общим ритмическим, ладовым закономерностям, и, в тоже время, представляющую собой целостную композицию с главной темой, рефренами и т.п. Такое произведение всегда является сложной, многосвязной системой, где каждый элемент соотнесён с остальными, и может находиться только на своём, строго определённом месте. Любое отступление от этого правила сейчас же приводит к диссонансу, разрушает всю систему. Создание академического музыкального произведения требует от автора не только специально музыкальной одарённости, но и совершенно особого типа системных способностей, присущих одарённому ингенитиву.

Рыжов Б.Н. полагает, что в известной работе, посвящённой психологии музыкальных способностей, Б.М. Теплов даёт пример такой особой одарённости, цитируя одно из писем Моцарта, где гениальный композитор рассказывает о том, как он сочиняет «в голове», когда находится «в хорошем настроении». Как «мысли текут потоком», как он удерживает, напевая про себя, те из них, которые ему нравятся. Как постепенно в результате напряжённой внутренней работы складывается произведение и «теперь, – пишет Моцарт, – я обозреваю его духовно одним взглядом, как прекрасную картину или красивого человека, и слышу его в воображении вовсе не одно за другим, как это будет звучать потом, а как бы всё сразу. Вот это пиршество! Всё это найти и сделать – это протекает у меня как в прекрасном сне». [79]

Рыжов Б.Н. полагает, что однако обще одарённый тип далеко не всегда реализует себя в талантливых произведениях и прокладывает дорогу к успеху. Общая одарённость содержит и «оборотную сторону медали». Не столь уж редко именно блестящие способности и очевидное преимущество, которое они обеспечивают в большинстве видов деятельности, могут лечь в основу синдрома «обманутых надежд», настигающего представителей этого типа в середине жизни.

Рыжов Б.Н. полагает, что этот феномен связан с флуктуациями развития живых систем при последовательной смене фаз системодинамики. Развитие живой системы неизбежно и неоднократно включает прохождение кризисных циклов, в основе которых лежат чередования одинаково опасных для её существования периодов гипо и гипер устойчивости. Первое происходит при слишком быстрой эволюции системы, сопровождающейся неравномерностью установления новых связей в отдельных частях, что может грозить распадом всей системы. Второе имеет место при замедлении и остановке эволюции, когда создание новых связей затрудняется, и система начинает деградировать. Периодическое преодоление этих кризисов – обязательное условие жизни системы.

Рыжов Б.Н. полагает, что при этом, для обще одарённого типа, наделённого, к тому же, достаточной гибкостью ума, всегда открыта возможность вместо потери времени на борьбу с кризисом в старой системе переключиться на создание новой системы, получив при этом не худший результат с меньшей потерей сил. Так, переходя от одной малой победы к другой, представители этого типа нередко распыляют свои возможности и сами закрывают перед собой двери к успеху, на который вполне могли рассчитывать в начале пути.

Рыжов Б.Н. полагает, что следующие типы представляют собой ступенчатое убывание силы системных способностей. Из них первые три (второй, третий и четвёртый типы) можно назвать условно-сильными, как имеющих по две сильных характеристики и одну слабую. Три других типа (пятый, шестой и седьмой типы) можно назвать условно-слабыми, поскольку у них в наличии лишь по одной сильной характеристике и по две слабых. И, наконец, последний, восьмой тип не содержит уже ни одной сильной характеристики.

Рыжов Б.Н. полагает, что первым из условно-сильных следует второй в данной классификации тип, представляющий собой ослабленную копию первого типа, – обще одарённого типа, а именно, – одарённый медленный тип. При наличии высоких показателей по шкалам глубины и широты интеллекта, проблема одарённого медленного типа состоит в характерном недостатке времени, необходимом для принятия правильного решения – параметр (t). Тем не менее, если запас времени не слишком ограничен, результат мыслительной деятельности одарённого медленного типа может быть весьма высокого качества, зачастую превосходя достижения других типов. Этот тип также включает два основных подтипа – версативный и ингенитивный, обладая, в то же время, рядом отличительных особенностей.

Рыжов Б.Н. полагает, что в младшей школе представители одарённого медленного типа нередко испытывают серьёзные затруднения, вынужденные идти в ногу с одноклассниками, имеющими более быстрый темп умственной деятельности. Скоростные характеристики, прежде всего, бросаются в глаза. Их недостаток может маскировать более сильные свойства этого типа и недостаточно опытный педагог, основываясь на первых впечатлениях, может отнести его к «слабым» ученикам. В этом случае потребуется немало усилий, чтобы сломать сложившийся стереотип. В старшей школе одарённый-медленный тип в основном отвоевывает свои позиции, хотя некоторые из его представителей сторонятся одноклассников, поскольку им удобнее иметь дело с компьютером или книгой, чем с живыми людьми с их быстроменяющимися интересами.

Рыжов Б.Н. полагает, что присущий этому типу недостаток темпа имеет, вместе с тем, и свою положительную сторону, так как делает его мало подверженным конъюнктурным сменам настроений и интересов, отвлекающих более «скоростные» типы от завершения начатого дела. При межличностном общении это свойство может даже получить особую оценку как основательность, несуетливость. Вместе с другими, объективно сильными характеристиками этого типа, оно даёт ощущение силы, вызывая определённое уважение окружающих.

Рыжов Б.Н. полагает, что особенно начинает цениться это свойство в зрелом периоде жизни, когда присущая одарённому-медленному типу основательность сочетается с опытом и накопленными знаниями. Долгое движение с неизменным курсом почти всегда приносит свои плоды, невзирая даже на то, насколько изначально хорош был избранный курс. Дом оказывается построенным, книга – написанной. Это и есть акмэ – время наибольших достижений и успеха людей такого типа.

Рыжов Б.Н. полагает, что особо стоит отметить, что диспропорции способностей, присущие выделенным типам, могут быть характерны и для людей, чьи умственные возможности, безусловно, должны быть отнесены к разряду выдающихся. Так, например, Эйнштейн, по-видимому, обладал всеми задатками одарённого-медленного типа. Во всяком случае, скромность его успехов в школьные годы общеизвестна, а сам он объяснял причину своих открытий тем, что имел несколько замедленное развитие и впервые задумался над проблемой соотношения пространства и времени значительно позже своих сверстников, когда уже приобрел некоторые познания в области физики.

Рыжов Б.Н. полагает, что следующий за вторым третий табличный тип, имея формулу (+)(–)(+), представляет собой собственно версативный тип. Это версатив в наиболее яркой форме, поскольку подразумевает не просто превосходство показателей широты ума над показателями глубины в пределах общей одарённости, но противостояние «сильных» показателей широты ума и «слабых» показателей глубины. Следствием этого противостояния выступают и характерные особенности собственно версативного интеллекта.

Рыжов Б.Н. полагает, что в случае удачного выбора профессии карьерные достижения версативного типа могут быть весьма впечатляющими. Среди представителей этого типа можно найти популярных журналистов и прекрасных преподавателей, военных командиров и удачливых предпринимателей. Всех, чья деятельность требует широкого кругозора и быстроты реакции. Иногда они имеют заслуженную славу ходячих справочников и энциклопедий. Однако при значительной выраженности свойственных версативному интеллекту сильных и слабых сторон, о нём иногда говорят “знания без ума”, подразумевая недостаточную глубину интеллекта – параметр (C'), при одновременной возможности работать с высоким темпом – параметр (t) и оперировать большими объёмами информации – параметр (n).

Рыжов Б.Н. полагает, что ограничения версативного типа обнаруживают себя в затруднениях при попытке творчески развить имеющиеся знания, выйти на новый уровень обобщения. Версатив часто является прекрасным собеседником, вызывающим восхищение не только полнотой и разнообразием имеющейся у него фактической информации, но и тонкими, весьма оригинальными суждениями. Однако блеск этих суждений может несколько померкнуть, когда выяснится, что все они почерпнуты из малоизвестного большинству собеседников источника.

Рыжов Б.Н. полагает, что полный контраст версативному типу представляет собственно ингенитивный (глубокий, изобретательный) тип, обозначенный в таблице четвёртым номером. Его главная системная особенность – превосходство «сильных» показателей глубины ума над «слабыми» показателями широты.

Рыжов Б.Н. полагает, что представителей ингенитивного типа можно найти среди вдумчивых научных работников и высококвалифицированных представителей рабочих специальностей – истинных мастеров своего дела. Ими часто оказываются толковые и аккуратные служащие, чьи основательные познания и способность проникать в сущность профессиональных проблем делают их незаменимыми на любом предприятии.

Рыжов Б.Н. полагает, что вместе с тем присущий ингенитивному типу недостаток широты интеллекта – параметра (n) порождает людей, для которых ограниченность кругозора является не следствием недостатков образования, но кардинальной чертой личности, тотально проявляющей себя в быту и профессиональной жизни. Им требуется чаще, чем уже описанным типажам, возвращаться к условиям решаемой задачи, и поэтому они любят, когда эти условия представлены в наглядном виде. В детстве им нравится что-нибудь мастерить, и они добиваются при этом неплохих результатов. Склонность к ручному труду у них обычно остаётся и во взрослом возрасте, даже притом, что занимаемое ими общественное положение совершенно исключает эту необходимость.

Рыжов Б.Н. полагает, что в младшей школе представители ингенитивного типа, как правило, являются «середнячками», не обращающими на себя внимания ни выраженностью, ни дефицитом способностей. Зато в старших классах их успехи в физике и математике заставляют относиться к ним с большим уважением. Гуманитарии из них выходят редко. Гораздо чаще встречаются люди так называемого технического склада ума, которым не откажешь в профессионализме и умении достичь поставленной цели. При этом, однако, сама выбранная цель может оказаться для окружающих малозначимой. Примером этому является деятельность многих изобретателей (т.е. ингенитивов в самом прямом значении слова). Любого человека, впервые занявшегося патентным поиском и познакомившегося с несколькими десятками патентов в интересующей его области, обычно поражает два обстоятельства: оригинальность и остроумие предлагаемых схем и то, как мало из них было востребовано обществом. Даже более того – как часто встречаются изобретения, по сути лишённые какого-либо практического смысла.

Рыжов Б.Н. полагает, что ингенитив часто оказывается расторопным, рачительным хозяином. Он любит порядок и не жалеет труда для его поддержания. Домашний набор слесарных инструментов у ингенитива-мужчины и кухонная утварь у ингенитива-женщины всегда тщательно подобраны и находятся на своем месте. Его дом может быть не слишком красив и в нем не всегда особенно уютная обстановка, но он всегда прочен и в нём с запасом есть всё необходимое, про него говорят: «дом – полная чаша».

Рыжов Б.Н. полагает, что в общении человек с ингенитивным типом интеллекта может вызывать противоречивые чувства – от восхищения тонко подмеченными особенностями знакомого ему дела, до разочарования узостью интересов и бедностью познаний во всех остальных областях. Его любимые формы проведения досуга также несут отпечаток присущих ему особенностей. На посещения театра или художественных выставок у ингенитива обычно «не хватает ни времени, ни желания». Зато многие из людей этого типа имеют весьма далёкие от основной специальности дополнительные увлечения. В зависимости от многих факторов ими могут оказаться обустройство дачного хозяйства, филателия или исследование какой-либо сложной исторической проблемы, но в любом случае, ингенитив достигает в своем особом увлечении почти профессиональных знаний, а иногда и профессиональных результатов.

Рыжов Б.Н. полагает, что характерной иллюстрацией этого может послужить случай из жизни одного из замечательных конструкторов советской космической техники, академика Н. А. Пилюгина, чей тип интеллекта с некоторой условностью можно было назвать «выдающийся ингенитив». Блестящий руководитель многочисленных проектов по созданию систем управления для ракетно-космических комплексов, возглавлявший огромное секретное производство – целый подземный «город» со многими тысячами сотрудников, имел явно выраженный «технический» образ мышления и интересов. Он сравнительно мало интересовался политикой и искусством, был равнодушен к получению научных степеней и званий и, вообще, предпочитал практические дела отвлечённой теории. В немногие часы досуга Н.А. Пилюгин любил мастерить что-либо полезное для дома, и здесь его изобретательность поражала не меньше, чем безотказность знаменитой пилюгинской электронной аппаратуры. Однажды у него сломался замок входной двери в квартиру. Он не стал покупать новый, а с помощью гибкой трубочки соединил замочную скважину сломанного замка с несложным устройством, которое, при повышении давления воздуха в трубочке, выдавало электрический импульс. При простом дуновении в замочную скважину включалось реле, и задвижка замка открывалась. Для удобства пользования изобретатель носил в кармане вместо ключа маленькую резиновую грушу. Примечательно, что этот замок, который, без сомнения, поставил бы в тупик любого взломщика, именно здесь был совершенно не нужен, поскольку квартира академика, бывшего носителем чрезвычайных государственных тайн, как и её хозяин, находилась под постоянной охраной спецслужб.

Рыжов Б.Н. полагает, что три последующих условно-слабых типа представляют собой как бы ухудшенные варианты описанных типажей. Так, пятый табличный тип, медленный версатив, имеет только одно сильное системное качество – широту ума, на фоне низких показателей глубины и темпа умственной деятельности. Нередко этот тип порождает резонёра, располагающего запасом сведений, но не умеющего применять их к месту и вовремя, или балагура, живо всем интересующегося и с охотой высказывающего свое мнение по самым различным и не всегда понятным ему вопросам. За счёт часто присущей этому типу коммуникабельности, при непродолжительном общении он может располагать к себе, притом, что легковесность и пустота его суждений ни для кого не являются секретом. Нередко людям такого типа удается сделать карьеру в окружении какого-нибудь влиятельного лица и даже приносить известную пользу, удачно используя свое единственное сильное качество под чужим руководством, или же просто снимая напряжение у окружающих своим комичным поведением и высказываниями. Запоминающийся образ такого типа представлен дедом Щукарём из «Поднятой целины» М.А. Шолохова.

Рыжов Б.Н. полагает, что шестой тип, медленный ингенитив, характеризуется высоким показателем глубины ума при одновременно низких показателях широты и темпа мыслительных процессов. Он представляет собой тип человека, который не раз берётся за выполнение сложной работы, но редко получает нужный результат из-за того, что либо он исходно не предусмотрел все обстоятельства дела, либо не успел учесть изменившиеся в ходе выполнения задачи условия. Представители этого типа легко обнаруживают склонность к бесплодному мудрствованию. Не достигая успехов во взаимодействии с другими людьми, они часто уходят в себя, погружаясь в переживание собственных мыслей и ощущений. Их внутренний душевный мир может быть гораздо богаче и насыщеннее, чем их внешняя жизнь. В глазах окружающих они нередко имеют репутацию малопродуктивных чудаков. Самооценка людей медленного ингенитивного типа при этом часто оказывается неадекватно завышенной. Иногда явное несовпадение достижений и притязаний провоцирует людей этого типа на эксцентричные поступки, которым предшествуют долгие блуждания их ума по замкнутому, узкому кругу привычных представлений. Особенно ярко описан этот тип у Ф.М. Достоевского в образе «человека из подполья» и некоторых других, напоминающих его персонажах.

Рыжов Б.Н. полагает, что два последних типа представляют собой ограниченную, инерсивную (от лат. iners – неспособный) комбинацию системных способностей, для которой характерны «слабые» показатели одновременно широты и глубины ума. При этом седьмой табличный тип, ограниченный-быстрый или быстрый инерсив,занимает своеобразное место благодаря редко встречаемому среди других типов благополучному несоответствию своих умственных возможностей и реальных жизненных достижений. Его особенность состоит в сниженной глубине и широте умственной деятельности при её достаточно быстром темпе. На первый взгляд это сочетание подразумевает худшие показатели интеллектуальной продуктивности среди всех ранее описываемых типов. В сущности это уже тот типаж, который П.Б. Ганнушкин назвал конституционально-глупым. Это тип недалёкого человека, для которого доступен только наиболее простой труд или работа исполнителя чужих поручений. Он может хорошо выполнить такое задание, которое имеет минимальное число этапов и снабжено ясной и подробной инструкцией. Все это, однако, зачастую совсем не мешает успешной жизненной адаптации людей быстрого инерсивного типа. Его представители, как правило, охотно признают необходимость встать под покровительство хорошего руководителя и, найдя такого, готовы ему преданно служить. Благодаря своим хорошим темповым характеристикам и неприхотливости они могут стать идеальными исполнителями, эффективно выполняя простые, но нужные руководителю задания. По своей сути такие простые задания требуют минимально выраженных версативных способностей, того минимального версативного радикала, который как раз присутствует у большей части людей ограниченно быстрого инерсивного типа. Это становится залогом их успеха. За свой труд они получают не только благодарность и поддержку, но, что не менее важно, могут законно гордиться тем, что вместе с руководителем составляют звенья одной большой системы.

Рыжов Б.Н. полагает, что последний, восьмой, или собственно ограниченный инерсивный тип, имеет самую слабую комбинацию системных способностей: (–)(–)(–). Этот тип стоит уже на последней ступени нормы, вплотную примыкая к следующим за ним психопатологическим типам с умственной недостаточностью, и представляет собой нижнюю ступень конституционально глупого типа по П.Б. Ганнушкину. Общий недостаток способностей не оставляет ему других возможностей, кроме простого физического труда. Особо подчеркнутая П.Б. Ганнушкиным повышенная внушаемость людей этого типа делает их в ещё большей степени зависимыми от окружающих, которые всегда в той или иной мере контролируют их деятельность.

Рыжов Б.Н. полагает, что необходимо также отметить неоднократно описанный в психологической литературе феномен хорошего, а иногда даже и замечательного развития свойств памяти у лиц с недостатком общих способностей, соответствующим понятию инерсивного интеллекта. Этот факт интересен в том отношении, что, несмотря на фундаментальное значение памяти для обеспечения любой интеллектуальной деятельности, её роль особенно заметна в работе версативного интеллекта, который менее опосредованно, чем ингенитивный интеллект, использует запомненный материал в процессе системообразования. Таким образом, относительная сохранность памяти и доступность простых умственных действий при невозможности выполнения сколько-нибудь сложной деятельности, является несомненным свидетельством наличия версативного радикала у людей этого типа.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 4 раздела № III

1. Опишите наличие задатков как необходимое условие развития способностей.

2. Охарактеризуйте антропогенез способностей.

3. Каковы сходства и различия задатков и темперамента?

4. Проанализируйте следующие задатки способностей: тип нервной системы, особенности строения мозга, особенности строения органов чувств, телосложение, физическая сила и др.

5. Дайте комплексное определение задатков.

6. Каким образом происходит формирование способностей на основе задатков?

7. Каковы различия задатков и способностей?

8. Осуществите «разделение» способностей и задатков способностей по Б.М. Теплову.

9. Приведите комплексное определение способностей.

10. Какова взаимосвязь способностей и деятельности?

11. Расскажите об определении способностей Б.М. Тепловым. Каков подход Б.М. Теплова к определению общих и специальных способностей?

12. Каково определение способностей В.Д. Шадриковым?

13. Охарактеризуйте взаимосвязь способностей со склонностями и с направленностью личности.

14. Проанализируйте взаимозависимость способностей и познавательных характеристик личности.

15. Каковы критерии оценки проявления (выражения) способностей личности в деятельности?

16. Произведите анализ сензитивных («восприимчивых») периодов формирования способностей.

17. Опишите взаимозависимость способностей, мотивации эмоций и воли.

18. Глубоко проанализируйте виды и типы способностей.

19. Что относится к общим способностям?

20. Что относится к специальным способностям?

21. Как проявляются общие способности в большинстве видов деятельности?

22. Осветите зависимость т.н. общих умственных (интеллектуальных) способностей от таких познавательных параметров личности как внимательность, наблюдательность, от определенных качеств памяти, воображения.

23. Обоснуйте зависимость интеллектуальных способностей от свойств мышления: глубина, критичность, гибкость (лабильность), быстрота (темп), переключаемость (ритм) мышления.

24. Раскройте процесс развития специальных способностей на базе общих способностей.

25. Дайте характеристику следующих специальных способностей: технические, операторские, педагогические, управленческие, математические способности.

26. Опишите теорию интеллектуального порога.

27. Тщательно осветите обусловливание (детерминацию) развития способностей волевой саморегуляцией личности.

28. В общем плане опишите результаты современных психогенетических исследований, свидетельствующие о высоком уровне наследуемости т.н. общего интеллекта и некоторых специальных способностей.

29. В чём выражается (проявляется) психогенетика способностей?

30. В общем виде обрисуйте вопросы развития способностей личностью в процессе жизнедеятельности.

31. Целостно опишите теории, опирающиеся на т.н. средовой подход к развитию способностей.

32. Каким образом развитие способностей личности зависит от «среды пребывания» данной личности? Какова зависимость формирования способностей личностей от социальных условий (макросоциум) её жизнедеятельности?

33. В чём состоит теория «интеллектуального климата семьи» (микросоциум) О. Зайонца?

34. Расскажите о выявлении уровня развития разнообразных способностей с помощью психодиагностических тестовых методик.

35. Проанализируйте т.н. «тесты способностей».

36. Осуществите анализ психодиагностических тестовых методик КОС и КОС 2.

37. Произведите определение и дайте характеристику способностей по возможному уровню их развития у конкретного человека.

38. Подробно расскажите о двух основных научных парадигмах классификации и выделения типовых видов способностей на современном этапе развития научного знания.

39. Объясните и раскройте в целом, в контексте современной научной психологии исследования способностей, следующие предметные области изучения способностей: 1). Психогенетика способностей; 2). Психофизиология способностей; 3). Общая психология способностей; 4). Дифференциальная психология способностей; 5). Психодиагностика способностей; 6). Способности и деятельность, развитие способностей в деятельности; 7). Социальная психология способностей.

40. Системная типология интеллекта согласно Б.Н. Рыжову. Системные способности и их производные по Б.Н. Рыжову.

41. Психическая работоспособность и типология интеллекта по Б.Н. Рыжову.

Рекомендуемая по теме № 4 раздела № III литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: